Наталия Янина – о рынке тканей, своем бизнесе и экономическом кризисе

ноябрь 6, 2008

На фоне других территорий местный рынок тканей отличается сильной концентрацией операторов: развитию отрасли не слишком мешает массовая атака населения вещевыми брэндами. Сектор представляется весьма привлекательным для инорегиональных игроков и иностранных партнеров. Об этом, а также о том, как в этих условиях развивается самая крупная региональная сеть "Ткани от Яниных", рассказала директор компании Наталия Янина. Ее интервью – первое для прессы за 14 лет.

"У нас в компании все женщины, кроме меня, умеют и любят рукодельничать. А я могу только придумывать и организовывать".
Павел Водопьянов

"За нас идет борьба"

– Наталия Васильевна, наличие фамилии в названии компании предполагает, что вы "своей головой" отвечаете за все возможные проблемы. Насколько такое решение было взвешенным в момент старта бизнеса?

– Решение было необдуманным. Просто пришло время дать делу имя, и этот вариант был одним из списка. Сейчас я бы назвала компанию по-другому. Но так или иначе ничего менять мы не собираемся: под этим названием нас знают не в Барнауле, в других регионах, в Москве и за рубежом.

– А откуда вас знают за рубежом?

– Исторически сложилось, что мы больше работаем с зарубежными партнерами, нежели с российскими. Так, мы с самого начала стали сотрудничать с поставщиками из ОАЭ. Причем напрямую, минуя Москву. Со временем деловые связи расширились, появились партнеры и в других странах. Вы себе не представляете, какая за границей идет борьба за нас, российских операторов! Они готовы на любые условия, лишь бы с нами работать. Только с самолета сходишь, а уже буквально "за руки хватают". А вот в России такого натиска мы еще не чувствуем.

– С чем связана столь высокая популярность на международном рынке российских компаний?

– Иностранные операторы понимают, что у нас возможности для реализации очень богатые. Кроме того, я полагаю, у них хорошо поставлен мониторинг привлекательных рынков сбыта. И конечно, важными критериями для них выступают длительность и честность работы компании на рынке.

"Жаловаться не приходится"

– В Барнауле работает порядка 60 магазинов, реализующих ткани и аксессуары для рукоделия. Насколько это количество адекватно потребностям краевой столицы?

– В Барнауле на пр. Ленина едва ли не через каждые 100 метров – ткани такие, ткани другие, все для рукоделия и пр. В Новосибирске даже с учетом разницы в масштабах городов такого обилия нет! Так что нам жаловаться не приходится. Коллеги по бизнесу из других регионов часто удивляются, как мы тут можем работать с такой концентрацией.

– А как, действительно?

– Я бы сказала, что конкуренция на рынке сильная, но вполне здоровая. Нет ситуации, когда все противостоят друг другу. Каждый стремится найти ту нишу, которая позволит развиваться. И конкуренция получается уже в рамках этой ниши. Для нас, например, серьезными конкурентами являются, пожалуй, два оператора – "Ирэн" и "Портной". Я вообще хорошо отношусь к конкурентам. Многие удачи соперников рассматривают как собственный "конец света". А я думаю, что лучше учиться на успехах конкурентов и самому достигать большего.

– Как повлиял на отрасль активный процесс выхода на региональный рынок вещевых брэндов?

– Доля оптовой торговли раньше была существенно больше: ткани активно приобретали швейные организации. А сейчас оптовые покупатели – это в основном торгующие организации.

Разумеется, и люди стали меньше шить. Однако если раньше покупатель хотел просто одеться, то сейчас он желает чего-то большего. Теперь он более творческий и требовательный.

Кроме того, если раньше у нас как-то не в чести было рукоделие, то сейчас это – одно из приоритетных направлений в рознице. Возможно, у наших женщин освободилось для этого время, возможно, сказывается мода. Так или иначе, а спрос на товары для рукоделия растет.

"Лучше меньше, да лучше"

– Вы уже рассматривали возможность выхода в города края или, скажем, в Новосибирск, где, по вашим словам, не слишком насыщенный рынок?

– Выходить за рамки Барнаула мы пока не собираемся. Пока ситуация такова, что из края основные оптовые клиенты едут в Новосибирск. А там партнеры, которые у нас закупают товар, недоумевают: зачем ваши едут к нам и покупают дороже, когда можно купить ваш же товар дешевле и ближе? Здесь срабатывает психология: чтобы что-то купить подешевле, надо ехать далеко. И пока каждый не поймет, что это уже неактуально, ничего существенно не изменится.

Что касается открытия магазина в Новосибирске… Если бы мы начали там работать, возможно, достигли большего успеха, чем местные компании. Но у нас есть семейная традиция – доводить все до конца. Так что пока в Барнауле бизнес не станет совершенно отлаженным и самостоятельным, "Ткани от Яниных" не начнут развитие в другом регионе. Кроме того, в нашем случае срабатывает принцип "лучше меньше, да лучше".

– Однако этот принцип "не вяжется" с общей тенденцией к глобализации, которая наверняка не миновала и ваш рынок. Вам, как совладелице самого крупного алтайского оператора, поступают предложения о продаже бизнеса?

– Глобализация действительно уже началась, и нам поступают соответствующие предложения. Пока это движение не слишком активное и настойчивое. В сравнении с другими наша отрасль еще не слишком вовлечена в глобальные процессы.

– А вы не рассматривали возможность приобретения другого оператора?

– Если бы мне предложили такой вариант, я бы точно подумала. Но пока таких сделок не намечается.

"Тогда было страшнее"

– Ваш магазин "Сезон" расположен в весьма опасном соседстве: через дорогу "Европа", рядом строится еще три современных торговых центра. А ваши площади, мягко говоря, в не очень хорошей кондиции. Как планируете выживать в таких условиях?

– С этими объектами трудно тягаться масштабами. Но полагаю, мы сможем сделать наш торговый центр интересным, соответствующим растущим потребительским запросам. Так что с точки зрения класса мы вполне сможем дотянуться до уровня "Европы". Более того, думаю, у нас будет лучше: мы расширим свои площади и проведем реконструкцию магазина "Сезон", после которой торговый центр получит новое название. Хотели все это сделать давно, как только его купили. Но на прилегающей территории было кафе. И пока мы не решили с ним вопрос, не было свободы действий. А потом, выиграв аукцион, мы кафе выкупили и приступили к оформлению документов.

– Какой объем инвестиций вы планируете направить в проект?

– Нужно порядка 50–60 млн. рублей. Но с учетом текущей ситуации сумма может измениться.

– К слову о текущей ситуации. На фоне глобального финансового кризиса ваши планы выглядят весьма сомнительными…

– Мы все время развиваемся за счет собственных средств. Но для реализации этого проекта нам придется брать крупный кредит. И попали мы, действительно, в не самый лучший для этого период. Но я не склонна драматизировать. Думаю, можно абстрагироваться от процессов, которые происходят на биржах. У меня есть внутреннее ощущение, что паниковать рано. Я сравниваю этот "черный понедельник" с "черным вторником" 1998 года. Тогда было намного страшнее. Но выжили же! А сейчас мы намного крепче, поэтому, думаю, все разрешится благополучно.

– Предприниматели из различных отраслей часто сетуют на дефицит квалифицированного персонала. Как вы решаете эту проблему?

– Да, мы сталкиваемся с трудностями по подбору персонала, особенно продавцов для торгового зала. Тем более что компания постоянно расширяется. Мы хотим иметь возможность обслуживать больше покупателей, но без очередей. Поэтому постоянно организуем обучение как по своим методикам и внутри компании, так и отправляя сотрудников на семинары. Разумеется, стараемся создавать условия для комфортного труда. Но, несмотря на все усилия, проблема существует. И усугубляется она двумя факторами. Во-первых, у нас все продавцы со швейным образованием. Во-вторых, коллектив женский со всеми вытекающими последствиями. Надо сказать, мы достаточно долго работали без декретников. А как-то раз к нам пришел один проверяющий и удивился: в женском коллективе – и ни одного декретника! И, образно говоря, едва он вышел за порог, как "процесс пошел". Я этого проверяющего очень хорошо помню… Мы, конечно, рады за своих женщин. Но для компании эта тема является проблемной.

О чем еще рассказала Наталия Янина

О своем бизнесе

– В какой-то степени "Ткани от Яниных" выросли из челночного бизнеса. Но это не было случайным шагом: тогда эта ниша в городе была свободна, и нам показалось, что будет проще начинать в свободном пространстве. Ну а потом процесс захватил, начал развиваться… Я ни разу не пожалела, что занялась именно этим делом. Да, бывает очень тяжело. Но мне это направление интересно, и его развитие, совершенствование доставляет удовольствие.

О благотворительности

– Всем помочь невозможно. Кроме того, хочется знать, куда конкретно идет наша помощь. И мы, всегда ориентированные на детские проекты, решили поддерживать определенные коллективы. Например, мы работаем с детским Домом творчества Индустриального района. И они нам, кстати, тоже помогают: не отказывают, если нужно выступить на наших праздниках.

О разделении обязанностей

– Когда оба супруга заняты в одном бизнесе, это рискованно – на карту поставлено все. Мы с мужем решаем проблемы вместе и всегда советуемся, если речь идет о важных, стратегических вопросах. А вообще у каждого из нас – свой круг задач. Я занимаюсь организационными вопросами и персоналом. А в ведении супруга – финансовая и хозяйственная стороны бизнеса.

Справка

Наталия Васильевна Янина родилась 3 марта в Красноярском крае. Затем переехала в Новосибирскую область, где окончила педагогическое училище. Потом г-жа Янина с супругом уехала в Барнаул, где окончила педагогический институт. Восемь лет она работала в школе, а в 1994 году супруги создали фирму "Ткани от Яниных". Сейчас компания располагает девятью магазинами, в собственности супругов Яниных находится ТЦ "Сезон". В штате компании 115 человек.

У Наталии и Алексея Яниных двое сыновей – семи и девяти лет. О своем свободном времени г-жа Янина говорит так: "Иногда мы выбираемся в театр, на какие-то презентации и городские праздники. Естественно, с детьми, чтобы общаться с ними хотя бы там!" Наталия Янина с удовольствием посещает Горный Алтай.