сентябрь 23, 2025
Ранее altapress.ru рассказал своим читателям, сколько усилий специалисты нефтеперерабатывающих заводов прилагают для того, чтобы превратить сырую нефть в качественное топливо. Но на этом путь бензина и дизельного топлива не заканчивается, а только начинается — и дорога до клиента не менее сложна. Во время пресс-тура «Газпром нефти» журналистам рассказали, как удается довезти топливо в целости и сохранности до бензобака клиента.
Доставка топлива до АЗС.
Предоставлено "Газпром нефть" для altapress.ru.
Конечная точка движения бензина и дизельного топлива — это бак автомобиля, и путь к нему от завода может составлять сотни и даже тысячи километров, как в случае с Алтайским краем. А чем длиннее дорога, тем больше рисков, которые могут изменить качество нефтепродукта, достигнутое таким наукоемким трудом.
Чтобы сохранить характеристики топлива, «Газпром нефть» сегодня развивает два ключевых направления: создание современных технологий производства и внедрение комплексной системы сохранности на всех этапах логистической цепочки. Это позволяет гарантировать, что качество бензина и дизеля сохранится до самого бака автомобиля.
Для этого компания развивает инфраструктуру топливных терминалов, сеть исследовательских лабораторий и цифровые системы бензовозов и АЗС.
В Алтайском крае и Республике Алтай насчитывается 36 АЗС сети «Газпромнефть».
Качество нефтепродукта оценивается по множеству параметров: объем, плотность, температура, отсутствие примесей и многое другое. Сосчитать их «вручную» было бы весьма сложно, поэтому с этой задачей справляется единая система «Нефтеконтроль — Газпром нефть». Система в режиме онлайн отслеживает характеристика топлива на всех этапах: от производства на нефтеперерабатывающих заводах до прибытия на АЗС.
Цифровая логистическая программа «Газпром нефти» с искусственным интеллектом ежедневно планирует свыше 2 тыс. рейсов бензовозов. Она анализирует остатки топлива на АЗС и нефтебазах, оптимизирует загрузку транспорта и гарантирует бесперебойное снабжение станций. Информация о рейсах передается водителю бензовоза через мобильное приложение.
«Простыми словами, водитель сразу видит, куда ему ехать и по какому маршруту, а значит, может спокойно распланировать свой рабочий день, — рассказывает руководитель центра топливной логистики и хранения Александр Хлибцев. — Но этим мобильное приложение не ограничивается. По приезде на АЗС водитель также получает информацию, в какой конкретно резервуар из какой секции бензовоза ему необходимо слить топливо — это помогает исключить смешение нефтепродуктов. За это отвечает модуль «Антимикс», использующий NFC-технологии».
В доказательство своих слов Александр попросил водителя специально неправильно подключить сливной шланг. Считав ошибку, мобильное приложение тут же начинает громко «звенеть» в предупреждение водителю.
Собственное цифровое оснащение есть и у самих бензовозов компании — это комплекс «Сохранная доставка». На каждый бензовоз устанавливают комплекс датчиков, которые в онлайн-режиме передают данные о местонахождении автоцистерны, статусе выполнения рейса, полноте налива и слива секций и состоянии оборудования, включая герметичность отсеков.
«О любой попытке несанкционированного доступа или отклонения от маршрута система немедленно информирует диспетчерский центр. Это своего рода «сейф на колесах», который обеспечивает неизменность качества и количества нефтепродуктов в каждой доставке», — объясняет Александр Хлибцев.
На АЗС топливо хранится в подземных резервуарах объемом до 50 кубометров. В одном резервуаре помещается порядка 40 тонн топлива. Этого количества хватит на заправку около 1 тыс. легковых автомобилей.
Из резервуаров топливо попадает в топливораздаточную колонку, знакомую каждому автомобилисту. Хоть «колонка» и кажется компактной, но за ее ярким корпусом скрывается сверхточное устройство, которое контролирует все аспекты работы.
Так, пистолеты связаны с объемомерами, которые определяют, какого вида топлива и сколько было отпущено каждому клиенту. Затем эти данные сверяют с показаниями датчиков резервуаров, показывающих, сколько топлива из них выбыло, и с данными кассового аппарата — все цифры должны в точности совпадать. Отчет о сверке составляется автоматически в конце каждой смены.
«Не реже раза в месяц сервисная организация проверяет на точность каждую топливную колонку. Дополнительные проверки проводят и наши сотрудники», — рассказывает Ярослав Панкратов, руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Омской области.
Однако некоторые автомобилисты сталкивались с парадоксальной ситуацией, когда показания топливной колонки на АЗС не соответствовали фактическому объему, поступившему в бак. Ярослав Панкратов приводит простой пример: человек приезжает на заправку, готовится заправить автомобиль, чей бак почти полностью опустел, и вдруг видит, что на табло указано больше литров топлива, чем номинальный объем бензобака, указанный автопроизводителем.
В таком случае клиент может обратиться к персоналу и попросить проверить конкретную колонку. Специалисты проверят ее с помощью мерника - специального метрологического прибора, поверенного госповерителем и опломбированного, как и колонка. Такая возможность есть на каждой заправочной станции, процедура проходит бесплатно.
По словам управляющей АЗС Анжелики Илюшонок, подобные просьбы поступают к ним раз в три-четыре месяца, но еще ни разу сомнения водителей не подтвердились.
«Ситуация, когда бензобак вмещает большие литров бензина, чем указано в паспорте автомобиля, на самом деле не редкость, - объясняет Ярослав Панкратов. - Дело в том, что производитель указывает номинальный объем бака,. А в реальности, как правило, еще есть резервный объем бака на случай расширения топлива при высокой температуре. Кроме того, определенный объем топлива вбирают в себя внутренние магистрали и патрубки топливной системы. Эта разница может достигать 10 литров».
Ежемесячно АЗС сети «Газпром нефть» проходят неожиданные проверки в мобильными лабораториями, которые оснащены сертифицированным оборудованием.
Лаборатории внезапно приезжают на станции и проводят экспресс-анализ до 16 ключевых параметров бензина и дизельного топлива — от октанового числа и содержания серы до температуры вспышки и механических примесей. Проверка одного вида топлива занимает всего 20-30 минут. При малейшем отклонении реализация топлива блокируется.