сентябрь 30, 2025
Свое первое дело студент Иван Евтушевский запустил напротив Старого базара. К «Алтайским пышкам» в час пик выстраиваются очереди — и это часть его плана. Почему начинающий предприниматель был уверен, что получит любовь барнаульцев, а не дырку от пышки, а также в чем есть сходства между тестом и ракетой, расскажем в материале altapress.ru.
Иван Евтушевский. Пышечная на пр. Ленина.
Дмитрий Лямзин
Ивану 21 год, он на 4 курсе направления «прикладная математика в экономике» в РЭУ им. Г. В. Плеханова – скоро станет дипломированным 1С-программистом.
«Я не раз сталкивался с задачей, где нужно найти в какой-либо компании неэффективный процесс и продумать систему, которая будет работать лучше. Так что это не просто создание системы для учета», — рассказывает собеседник. Таких задач, помогая писать студентам курсовые, он выполнил много.
Переход от теории к практике стало делом времени. Открытие пышечной, да еще и в Барнауле – выверенный шаг.
«Пышки – простая еда, которую можно красиво обыграть. С высокой наценкой, но при этом низкой ценой для потребителя. Придумать продукт удачнее для первого дела сложно», – объясняет он.
Барнаул, где Иван вырос, подходит для старта лучше, чем Москва – город меньше, проще удивить людей, сделать рекламу и банально снять помещение. Много незанятых или неразвитых ниш. На Алтае можно смело реализовать себя через относительно маленькие затраты, считает начинающий бизнесмен.
«Да и просто Барнаул приятный город. Хотелось бы сделать его лучше. Чем больше интересных мест, тем уютнее», — добавляет студент.
Родители поддерживали морально и помогали делать ремонт, но копил на свое дело Иван сам. Рассказывает: 2–3 года работал грузчиком – там же ворон не считал, а изнутри наблюдал, как работают розничные сети. Навыки лидера отрабатывал в студенческой жизни.
«В этом больше ценности, чем взять в кредит или занять у родственников, — говорит Иван. — Видишь результат труда с каждой копейки, ценишь дело сильнее и вкладываешься в него больше. Впрочем, думаю, в этом есть опасность: можно раствориться и жить только работой. Так я не хочу».
В пышечную он вложил 688 тыс. рублей — и окупил всего за 2,5 месяца. По наблюдениям Ивана, результат отличный: окупаемость «стандартной» кофейни — до года.
Полгода студент работал только над созданием концепции и бизнес-плана с нуля.
«Самая муторная часть, - признается он. - Продукт за продуктом, каждую деталь вносил в таблицу и смотрел, как она меняет все остальное. Независимых элементов там практически нет.
Разрабатывая концепцию и маркетинг, изучал рынок. Посетил около 30 пышечных точек в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Барнауле. Расспрашивал сотрудников обо всем – от «Почему вы пользуетесь таким миксером» до «Куда у вас вмещаются все стаканчики, где вы их храните?».
С владельцами точек общался в основном, когда покупал на сайте объявлений оборудование из Санкт-Петербурга, Подмосковья и Краснодара. Все практически новое: где-то не пригодилось и лежало без дела, кто-то просто передумал заниматься пышками. Главный аппарат Иван купил у владельца шестнадцати точек – тот решил перейти в гостиничный бизнес.
«Пышечная» машина готовит пончики во фритюре вертикальным способом. Выглядит процесс примерно так: в бункер, похожий на кастрюльку со сливом, заливают тесто. Специальный дозатор на приводе от моторчика для дворников от «Жигулей», формирует на дне фритюрной ванны заготовку. Сразу продетая сквозь направляющую она, обжариваясь со всех сторон, всплывает вверх.
Этот процесс часто сравнивают со взлетом космического корабля к звездам: производитель и создатель аппарата – советский ракетчик.
Самую обыкновенную тестомешалку Иван добывал с боем. Во-первых, перебил у другого покупателя, выплатив всю сумму сразу. Во-вторых, нашел в своем московском общежитии человека из Краснодара, который договорился с другом, чтобы тот забрал технику и отправил в Барнаул.
Часть оборудования осталась от бывшей чебуречной: его полностью пришлось выкупить, чтобы оформить договор аренды.
«Мало кто на это соглашался: взять и отдать несколько сотен тысяч без уверенности, что дело точно пойдет. Я согласился, потому что помещения лучше не нашел: на красной линии, маленькая квадратура, мокрая точка, вытяжка, заметный фасад, который можно прекрасно оформить, а также рядом автобусная остановка – не везде это сочетается».
На один лишь день опередил других предпринимателей, которые также согласились на сделку.
Владельца помещения в успехе удалось убедить сразу, а соседи смотрели на новичков, скорее, снисходительно.
«Тут в небольшом дворике продают все от одежды и парфюмерии до шуб и садоводства. Точка старая и, судя по всему, не приносит так много прибыли, как раньше. И тут мы такие двадцатилетки. Позже отношение сменилось на нейтральное или уважительное: они видели, как мы сами делали ремонт и к какому результату идем», - говорит Иван.
Открылись 7 июля 2025 года. День вышел противоречивый: сделали 31 чек, но вскрылись проблемы с рецептом. Составлять его помогала мама Ивана. Но приготовленное в домашних условиях тесто для промышленного оборудования не годилось. И пышки оказались невысокого качества.
«С друзьями, наверное, за день потратили 10-12 кг муки, но сделали свой рецепт и до сих пор по нему готовим. Кто-то говорит, что даже вкуснее, чем в Питере», - сказал предприниматель.
Ассортимент простой – только пышки с сахарной пудрой и топингами. И напитки – кофе и чаи.
С Иваном работают два сотрудника-студента – Алина и Захар. Они задают «молодежный, приятный, качественный сервис». Несмотря на то, что заведение работает всего 2,5 месяца, Иван уже увольнял людей за то, что те не укладывались в стандарты.
Самый большой грех – опоздания. Сотрудники приезжают за час до открытия, замешивают тесто и готовят несколько пышек, чтобы первый клиент не ждал, когда нагреется масло. А после смены хорошенько убираются. Оплата почасовая – по 300 рублей. Выше среднего в общепите, подчеркивает предприниматель.
«Алгоритма для общения с клиентами нет. Есть настроение. Когда сотрудник понимает всю ценность заведения и почему люди к нам приходят на позитиве, у него этот стиль общения вырабатывается сам», - добавляет Иван, который тоже работает на кассе и на кухне.
В первый месяц для продвижения пышечной не использовали соцсети. Только флаеры, промо-акции и сарафанное радио.
«На остановке стоит 30-40 людей – мы выходим и угощаем их бесплатно. Брали с осторожностью, кто-то сразу покупать пошел, - сказал Иван. - Лично обходил с пышками офисы в трех ближайших кварталах – ведь работники могут заглянуть в обеденном перерыве. Так набрали первую аудиторию», - рассказывает Иван
К тому же люди привыкли, что в этом помещении все время что-то пекут и сами шли к точке. О переменах догадывались немногие, поэтому в первые дни пришлось повесить объявление: «Беляшей нет! Чебуреков тоже!».
В первый месяц пышечную в среднем посещали 50-60 человек в день. С запуском рекламы в онлайн и соцсетей поток увеличился до 130 человек. Лично при мне в шесть вечера выстроилась очередь человек в 10 и не иссякала: получивших выпечку покупателей заменяли новые.
«Заведение попало в «ТикТок» аккаунт про Барнаул и к нам пришла толпа школьников. Почти тот же эффект, но со старшим поколением от «Одноклассников», - говорит предприниматель. – На самом деле у нас вполне семейная аудитория: люди заходят с детьми и берут пышки домой».
Бизнес-план, как говорит Иван, сбылся на 90-95%. «Это удивило меня больше всего: как циферки, которые я придумал до открытия, и вся добытая информация сработали, как я планировал», - заключает предприниматель.