октябрь 6, 2025
Для создания потрясающих фотографий дорогая техника и годы обучения необязательны — в этом убежден Бакита. Секрет кроется в понимании простых принципов. Освоив композицию, свет и цвет, каждый сможет рассказывать историю одним кадром, сделанным на обычный телефон. Как получить красивую фотографию – в нашем материале.
Девушки. Телефоны.
Источник фото: ru.freepik.com/автор/freepik
Композиция помогает понимать фотографию, сделать историю, которую автор хочет заложить и сделать действительно хороший кадр.
«Даже без специального образования, глядя на картины или фотографии, мы интуитивно чувствуем, что красиво, а что нет. В каждом из нас заложено чувство прекрасного, просто у кого-то оно хорошо развито, а кто-то не может его распознать. Композиция помогает упорядочить восприятие, превращая хаос в нечто логичное и структурированное», — говорит Бакита.
Правило третей – древнее правило композиции, которое есть почти на всех телефонах. Оно подразумевает разделение кадра на девять частей, а точки пересечения линий считаются наиболее привлекательными для взгляда зрителя.
По словам спикера, при съемке нужно располагать важные объекты как раз на точках пересечения для лучшей композиции и привлечения внимания. Горизонты нужно ставить на одну из горизонтальных линий, вертикальные объекты – на вертикальные. Сетка помогает сбалансировать фото и сделать его интереснее. Это простой ориентир для начинающих фотографов.
«Когда вы делаете предметную фотографию, фокусируйте ваш главный объект и уже от него расставляйте другие предметы, — говорит Бакита, — Например, ставьте тортик, дальше ложечки, стаканчики, салфеточки и все остальное».
Симметрия – визуальный баланс, который сразу же вызывает положительные эмоции. Ее можно найти в любом месте, как в архитектуре и природе, так и в человеческом теле. Применение симметрии в композиции помогает в создании гармоничных и впечатляющих образах.
Ритм, как повторяющийся мотив, довольно распространенный прием в композиции, обладающий успокаивающим эффектом. Бакита рекомендует обращать внимание на повторяющие элементы в окружающей среде, в частности, в дизайне интерьера.
Использование ритмичного фона может служить для гармоничного включения персонажей или объектов в общую картину. Сочетание правил композиции с взаимодействием объектов создает интересные визуальные эффекты.
Ведущие линии фокусируют внимание зрителя на ключевом персонаже. Например, взгляд может перемещаться от света к ветке и снова к главному герою, чтобы зритель постоянно возвращался к нему. Это поможет лучше понять героя и его роль, не отвлекаясь на другие детали. Подобным образом линии, исходящие от других объектов, тоже направляют внимание на главного героя.
Мобильные фотографии зачастую лишены объема. В этом случае Бакита советует использовать обрамление (фрейминг), которое помогает создать объем и эффект скульптуры на снимках, компенсируя недостаток малой глубины резкости. Преимущество этого метода в его доступности: фрейминг можно применить где угодно и как угодно, даже используя пальцы.
Игра с масштабом идеально подходит для мобильной фотографии из-за ограниченной глубины резкости телефонов, считает фотограф. Этот формат позволяет располагать объекты на переднем, заднем и боковом фоне и играть с пропорциями для создания эффективных снимков. Все работы спикера, снятые на смартфон, демонстрируют, как композиционные приемы делают результаты красивыми, независимо от устройства.
«Весь сок в том, что никто не спрашивает, на что ты снимаешь. Главное — понимание инструмента, как манипулировать вниманием зрителя и работать с объектами, композицией, цветами и со светом. И если это все соединить, всегда получится красивая история», — добавил Бакита.
Использование геометрических форм — треугольника, квадрата или круга — для композиции снимков с людьми или объектами поможет создавать интересные визуальные истории и красивые фотографии.
«Если человек в кадре напоминает вам треугольник, поместите его в квадрат или круг. Такой подход решает проблему «что делать» при съемке и побуждает к экспериментам. Без понимания композиции сложно начать творить, и это часто приводит к скучным результатам», — говорит Бакита.
А вместо того, чтобы перегружать кадр деталями, нужно использовать отрицательное пространство — простые и нейтральные фоны. Это эффективной способ сделать кадр богаче. Такой подход, основанный на минимализме, способствует успокоению зрителя и помогает ему интуитивно найти то, что важно.
Освоив правила композиции, люди часто начинают их осознанно нарушать, чтобы получить интересный результат. И это работает только в том случае, когда человек уже понимает основы. Если же фотографии плохие, нарушение правил лишь усугубит ситуацию.
Важно помнить, что восприятие каждого индивидуально. Если человек в восторге от кадра, даже если тот не соответствует общепринятым правилам, это нормально: «Я даю вам примерно одинаковые инструменты, но у каждого будут разные фотографии. Свобода развивает индивидуальный стиль. Не нужно подавлять свои чувства, адаптируйте их, а затем нарушайте правила».
Теория сочетания цветов применима и в фотографии. Можно использовать цветовые схемы для подбора гармоничных оттенков, создавая интересные композиции и уникальные фильтры через цветокоррекцию.
На фото главный герой выделен красным цветом, который контрастирует с синим фоном. При использовании светодиодных панелей Бакита рекомендует располагать источник света под углом в 45 градусов к модели, что особенного эффективно при съемке женских портретов.
Для мужских портретов подходит боковой источник света при наличии теней. Также необходимо контролировать тень под носом, избегая ее удлинения.
Очень важный момент — работа со светом: мягким и жестким. Мягкий свет рассеянный, что видно по теням на лице (под носом, глазами) – они без четких линий. Такой свет идеален для нежных портретов, хорошо подходит девушкам, сглаживает их кожу. Если с ним правильно работать, получится красивая история с рассеянным светом.
По словам Бакиты, многие критикуют жесткий свет и испытывают перед ним страх. Но при правильном использовании он придает снимкам шарм и позволяет создавать драматичные и нежные кадры, адаптируясь под любой формат. Часто его негативное влияние проявляется в виде резких теней (под глазами, носом) и нежелательных бликов на неровной коже. Однако жесткий и мягкий свет прекрасно сочетаются.
«Золотой час» (предзакатный и предрассветный) идеален для получения теплых, приятных фотографий благодаря рассеянному свету. Съемки в это время дают гарантию хороших и «вкусных» кадров.
Многие жалуются на плохие снимки, но причина часто кроется в неправильном использовании света. Абсолютно все отражает его, поэтому при съемке главное понять, какой сейчас источник света и как его расположить относительно объекта.
В фотографии для освещения обычно используют несколько типов света. Это рисующий свет, который создает объем и форму и обычно расположен под углом 45 градусов сбоку, чтобы на снимке появлялся характерный световой треугольник, придающий выразительность.
Заполняющий свет смягчает тени, делая изображение более нежным и деликатным. Он особенно полезен при съемке женских портретов, где глубокие тени искажают черты.
Контровой свет подчеркивает контур объекта, отделяет его от фона. Он часто возникает, когда солнце светит в затылок. Фоновый свет освещает фон и помогает выделить главный объект съемки и создать нужную атмосферу.
«Можно экспериментировать с разными комбинациями источников света, даже в домашних условиях. Главное — понять принципы и применять их. Хорошая фотография зависит от вашего умения работать со светом, а не от дорогой техники», — добавил Бакита.