ноябрь 14, 2008
Днями и ночами чиновники сидят в Кремле и Белом доме, ищут, как спасти Отечество. "В воскресенье был в гостях, ждали замминистра, но он не приехал – приказали сидеть на работе", – объясняет экономист Евгений Гонтмахер (Москва).
На семинаре Школы публичной политики, прошедшем в начале ноября в издательском доме "Алтапресс", Гонтмахер и другие эксперты препарировали ситуацию в экономике с беспристрастностью медиков. Диагноз: острая нехватка разумной государственной политики. Прогноз: неблагоприятный.
Расстраивать читателей, мне, признаться, не хочется, но… Из песни слов не выкинешь. Михаил Делягин, руководитель Института проблем глобализации (Москва), видит в нынешнем кризисе выражение "грандиозного перелома всего мироустройства".
Весь нынешний раздрай породили развитые страны, главным образом США. После победы в холодной войне они эгоистично перекроили мир в интересах глобальных корпораций, лишив половину человечества возможности нормального развития. И влетели в кризис перепроизводства.
Справиться с ним США пытались: то устраивали "нестабильность" в Югославии (после чего все капиталы потекли в Америку), то накачивали свою экономику безвозвратными кредитами. Эффект соответствующий: теперь мотор развития не работает ни в США, ни в других странах.
– Из сегодняшнего кризиса мировая экономика выйдет не в восстановление, но в депрессию, длительную и достаточно тяжелую.
И вот сегодня правительства всех стран озабочены, как бы им этот мотор запустить. К сожалению, наша система госуправления, созревшая в условиях авторитарной власти и переделов собственности в пользу приближенных, к такой работе не приспособлена, полагают московские эксперты.
– У премьера был один заместитель. Сейчас их семь. Без вице-премьера согласовать ничего не возможно. Деньги копились, а если возникала проблема, затыкали дырки: два миллиарда туда, два миллиарда сюда. При этом доля среднего класса как была, так и осталась 10 процентов, здравоохранение разделилось на две части: для бедных и для богатых.
Как спасают Отечество наши власти? Та же история: миллиард туда, миллиард сюда. Например, кредитуют на льготных условиях крупные корпорации, у которых гигантские долги перед западными кредиторами, в залоге – акции. Для чиновников главное – не допустить перехода акций кредиторам. А ведь они замазывают деньгами налогоплательщиков свои личные промахи.
– Кто возглавлял "Газпром"? Нынешний президент Медведев. Кто возглавлял "Роснефть" (долг Западу – 20 миллиардов долларов)? Вице-премьер Сечин.
Полагаю, не все наши читатели согласятся с жесткой оценкой московских интеллектуалов. Легко им критиковать… Опять же правительство взяло курс на борьбу с коррупцией. Чем плохо? Победят взяточников – госполитика улучшится. Однако тот же Делягин полагает: борются с коррупцией они потому, что "двору" перестало хватать денег. Кризис! Вот и избавляются от "лишних ртов".
– У нас есть такая черная дыра, как НДС, который разворовывается в результате фиктивного экспорта. И разворовывают деньги не какие-то там бандиты, это распил денег в рамках государственной системы. И если ликвидировать эту систему или хотя бы сильно ограничить, будет сбой. Классический пример: Самара. Там сменили мэра, коррупцию удалось снизить. А теперь они имеют сокращение жилищного строительства на треть. Сегодня борьба с коррупцией – это дезорганизация государственного аппарата.
Тем не менее Аркадий Дворкович, помощник президента России, пообещал: все бюджетные обязательства будут выполнены.
– Должен вам доложить, что это неправда. Бюджет Москвы будет урезан в следующем году на 200 миллиардов рублей, глава Москвы уже об этом объявил.
Увы, и Делягин тоже полон пессимизма. Ведь в ближайшее время нас захлестнут три волны "сжатия спроса": сначала сократится мировое потребление наших экспортных ресурсов, потом производство, а затем и бюджетные расходы.
– Экономика уже начала, как в водоворот, затягиваться в спираль деградации, – предрекает он. – И дай бог, чтобы я хотя бы частично оказался неправ.
Что мне лично понравилось, так это то, что алтайские предприниматели в большинстве своем были уверены: жить-то мы будем. А куда денемся?
– Мы постоянно находимся в кризисе, мы более закаленные. Кризис – это цунами, но наша компания к нему готова.
– Кто на свои надеялся, сейчас, наоборот, выиграет. И, может, наконец-то закончатся дурные московские деньги, которые летят в регионы, может, у нас не будет такой бешеной конкуренции. А мы всегда надеялись на себя, и у нас проблем нет.
Андрей Олишевский, гендиректор "Алтайской ярмарки", уверен: на что направишь свои намерения – так и будет. Сейчас, по его мнению, надо думать о том, как на своем рабочем месте максимально эффективно пережить это время, как оказаться сильнее, как опередить конкурентов.
– Надо смотреть на ситуацию прагматично, но оптимистично.
Похоже, алтайский бизнес надеется, что сработает старое доброе правило – думай о лучшем, но будь готов к худшему. И все преодолеем.
– Государство у нас расползлось, как желе. Оно всюду. Как только появляется незанятая ниша, где нет гражданского общества, – туда идет государство... Люди идут на работу в госаппарат, чтобы обделывать свои личные делишки. Мы все заложники каких-то личных отношений.
– Нас недавно успокоил "Газпром": что недополучим на внешнем рынке, доберем на внутреннем. А когда мы слышим от Игоря Шувалова, что РЕЗКОЕ ослабление рубля неприемлемо – значит, плавное приемлемо?
– Наши власти спасают именно тех, кто довел страну до краха. Именно тех, кто нахватал кредитов у западных кредиторов – половину разворовали, половину использовали неэффективно.
10 % – такова в России доля среднего класса. Этот показатель не изменился за годы высоких цен на нефть. При этом наш средний класс – не учителя, врачи и предприниматели, а топ-менеджеры, чиновники и небольшое число свободных профессий (адвокаты и пр.).