октябрь 28, 2025
Собрать электрощит по готовой схеме — задача по силам многим. Но внедрить интеллектуальную систему, которая будет управлять котельной, целым зернокомплексом или насосной станцией, — это уже иной уровень сложности. Барнаульский завод «Е-ШКАФ» уверенно движется по этому пути, трансформировавшись из сборщика щитов в интегратора, который предлагает рынку комплексные решения «под ключ». О том, как объединить в одной компании инженеров, программистов и монтажников, почему в промышленности нельзя экономить на надежности и что на самом деле сложнее — собрать сплоченную команду или покорить федеральный рынок, — в разговоре с генеральным директором предприятия Владимиром Шатохиным.
Владимир Шатохин.
Фото: Анна Зайкова.
— Наше главное отличие — надежность и качество. Во-первых, у нас собственный отдел технического контроля (ОТК), который проверяет каждую единицу продукции, будь то шкаф или система управления, под нагрузкой. Второе — у нас есть собственные чек-листы, ставшие результатом нашего 11-летнего опыта, можно сказать, кровью написанные. По ним ОТК проверяет каждый шкаф.
Есть регламент и по упаковке. Каждая единица продукции упаковывается специальным, выверенным нами способом, который минимизирует хотя бы царапины. Понятно, от сильных ударов и вмятин ничто не спасет, но избежать каких-то царапин, небольших вмятин, сколов — можно с помощью регламента по упаковке.
— Совершенно верно. Никто не может повлиять на решение ОТК. Только когда они говорят «все подтверждено», продукцию отгружают. Это как пилот самолета: когда он проверил все параметры — тогда взлетаем.
— 11 лет назад я начинал как наемный сотрудник. Все зародилось благодаря бывшему собственнику и моему тогдашнему руководителю. Сам я, без преувеличения, это направление всегда считал своим, относился, как к ребенку, был погружен на все 110% в это производство. И, наверное, поэтому сейчас я являюсь собственником этого направления бизнеса.
Сложность в самом начале была в продажах. Главное — найти первых клиентов. А потом стало проще. Первый заказчик стал неким «теплоходом», который повел за собой нашу тогда еще маленькую «лодочку». И теперь мы сами стали уверенным «крейсером».
— Я стараюсь к конкурентам относиться как к партнерам. Сегодня он конкурент, а завтра ты можешь прийти к нему за помощью, например, выполнить какой-то объем, какой-то заказ. Тем более, Барнаул очень тесен. И считать всех конкурентами — это проигрышная позиция. За свой опыт работы я убедился: клиентов и заказов точно всем хватит.
— Конечно, это благодаря нашей команде: и техническим специалистам, и отделу продаж. А второй момент — инициатива и желание! Желание расти, делать качественный продукт. Есть желание — затем должны идти действия. Без этого никак.
— Мы не останавливаемся только на производстве шкафов, ведем несколько направлений и можем выступить генподрядчиком по всему спектру электромонтажных работ — от производства шкафов до проектирования каких-либо установок. Мы интегрируем интеллектуальные системы: адаптируем, программируем, настраиваем, соединяем. Не создаем их с нуля, но можем оборудовать сложные объекты.
— Взять котельную, зернокомплекс. Везде нужна программа — «мозги», которые будут управлять технологическими задачами. Наши продукты — это автоматизация систем управления для котельных, насосных станций, зернокомплексов. Мы можем подобрать оборудование, собрать на производстве, запрограммировать, подключить на объекте, сделать пусконаладочные работы и запустить. То есть, «под ключ».
— В нашем сегменте как раз клиент хочет отдать решение в одни руки. Но наш штат — 43 человека — не огромный. Бывают объекты федерального уровня, где мы не можем взять весь объем, например, сопутствующие электромонтажные работы. Но там, где нужен именно комплекс в автоматизации, мы конкурентоспособны. Как, например, с тем же «Манжероком» — там заказчик целенаправленно работает с нами напрямую, а не через генподрядчика.
Партнеры доверяют нам. У нас собственные производственные мощности и очень сильный инженерный состав — как разработчики, так и проектировщики и программисты. Полная цепочка, чтобы закрывать даже сложные задачи в автоматизации.
— Сложность в том, что для электрических шкафов нет конкретных прописанных правил. Очень много отдается на откуп изготовителей электрощитовой продукции. Проект — это в лучшем случае 50–70% от итоговой продукции. Остальные 30%–50% — это наши решения, наш выбор комплектующих и материалов.
Например, мы всегда стараемся применять сечение проводов и медных шин на ступень-две больше, предусматриваем более плотную оболочку, так мы закладываем запас для удобства подключения. Да, из-за этого часто проигрываем в цене, но там, где клиент ценит надежность, — это наше главное преимущество.
— Да, можно сравнить с автомобилем. Конечному потребителю нужен такой, чтобы ехал. Но кто-то представляет себе один бренд, кто-то — другой. А цена у всех разная. Вот так же и с нами: заказчику нужен шкаф, который будет запитывать и защищать нагрузки. Все. А дальше: на волю и воображение каждого. Наша адаптивность — это готовность делать не «как дешевле», а «как будет надежно работать».
— Мы всегда предлагаем выбор. Говорим: «Вот вариант такой, стоимость такая, вот такие характеристики. Вот вариант подешевле, вот самый дешевый». Демонстрируем кейсы. Все это работает. Но надежность проверяется в аварийной ситуации.
— До 2022 года у нас было много европейского бренда. Все недоумевали: почему разница в цене? Честно: в идеальных, стандартных условиях, они все работают одинаково. Но когда происходит короткое замыкание или перегрузка — вот тут и видна разница. Качественный аппарат отработает и первый, и второй, и десятый раз. А ненадежный может не включиться больше или не выполнить свою функцию защиты. Вот в чем отличие.
Когда мы подбираем оборудование, мы понимаем: за станком будет работать человек. А здесь человек может оказаться под напряжением. И мы с этой стороны подходим. Зачастую приходится уговаривать клиента сделать начинку подороже, но надежнее. Дело не в экономии, а в том, чтобы оборудование работало весь срок эксплуатации и не приносило проблем.
— Конечно, подход отличается. Если мы говорим о крупных комплексах, будь то агро- или котельная, там стараются сделать качественный продукт, чтобы он работал бесперебойно. Котельная может отапливать целый город, зернокомплекс работает круглосуточно в сезон — там на качестве не экономят. А, например, в многоквартирной застройке предпочтут вариант не из премиальной линейки. И зачастую именно из-за жесткой конкуренции — приходится предлагать самые низкие цены.
— Масштабность и сложность. Требования намного выше — к оборудованию, к сборке. Контроль нашей работы намного жестче: лаборатории проверяют продукцию, проверяют сечение кабеля, расстояния…
Сложность еще и в документации: федералы могут запросить полный комплект документов и 3D-модель еще до начала сборки. Бывает, приезжают с проверкой прямо в цех. Сам подход к продукту и контролю качества у крупных компаний совершенно другой.
— Как ни крути, наш Алтайский край — аграрный, и большинство наших клиентов — аграрии. Чтобы быть полезным для своего клиента, надо развиваться внутри его отрасли. Мы не берем на себя всю технологию, но во все, что связано с электричеством, мы вникаем. Мы позиционируем себя как профессионалы своего дела, и наша ключевая задача — решать задачи клиента. Быть полезными.
— Сложно не собрать, а удержать команду. Многие ребята пришли к нам студентами, а сейчас стали руководителями направлений. Сложно было вырастить и удержать. Сейчас костяк сформирован — команда из 43 человек, где каждый знает свою зону ответственности. Дефицита на предприятии не наблюдаю.
— Средний возраст трудно назвать, но в целом да. И инженерный состав, и производство. Есть и те, кто имеет огромный багаж опыта за спиной. Но объединяет их то, что все — компетентные сотрудники.
— Конечно, сейчас заработная плата дает о себе знать. Среднюю по рынку даже не найти. Но не менее важный аспект — создание условий. И стол, и стул, и быстрый компьютер играют роль. И важны отношения в коллективе. Поэтому мы раз в квартал проводим тимбилдинги, работаем над коммуникацией. Сейчас заключили договор с РАНХиГС на обучение, в том числе про командообразование.
— Да, для меня развитие — постулат. А без коммуникации, без «насмотренности» развития не бывает. Это и про развитие себя как простого компетентного сотрудника в своей области, развитие своего физического здоровья, развитие в целом направлений и качества компании, развитие себя как руководителя.
Потому что в целом компания — это организация труда людей. То есть то, насколько развиты у тебя сотрудники, настолько развита компания. Это моя философия. Один ты в поле не воин, а с командой можешь все.
— В Союзе промышленников Алтайского края, в Клубе молодых промышленников, в Торгово-промышленной палате региона я вижу единомышленников, могу посмотреть на их опыт, получить совет. Это та среда, где мы находим партнеров и клиентов, которым можем быть полезны.
— Это шаг к тому, чтобы стать полноценным генподрядчиком по электромонтажу. Мы сможем предлагать клиенту еще более полный комплекс услуг. Сейчас основной вектор развития — это АСУТП — автоматизация системы управления технологическим процессом. Это направление набирает обороты. Там как раз нужен комплекс — не просто собрать шкаф и провести монтажные работы, а именно выполнить весь комплекс задач, весь перечень наших услуг.
— Главный план — удержаться и усилить позиции в АСУТП, где мы работаем «под ключ». Сейчас рынок нестабилен, и чтобы наш «крейсер» держался на волнах лучше, чем «лодочка», нужно наращивать компетенции и объемы. Сейчас надо удержаться, переждать шторм.
Ключевая ставка не позволяет активно открывать новые направления, поэтому мы делаем упор на планомерное качественное развитие: систематизацию бизнес-процессов и улучшение командных взаимодействий.
И один из главных аспектов — усиление команды. Больше объектов «под ключ», больше сложных и комплексных задач, чтобы наши навыки росли.
— Только оптимистичный, только вперед. Моя жизненная философия такая: если не опускать руки, а двигаться вперед, применять действительно все, что ты можешь, искать новые пути — все нипочем. Рынок есть рынок, но если мы будем двигаться вперед, мы прорвемся. Главное — не унывать.