ноябрь 18, 2008
Компании, заинтересованные в оптимизации расходов, напрасно рассчитывают на снижение арендных ставок. Однако эксперты пока не склонны выводить из этой ситуации некий тренд. На "красной линии" в Барнауле сегодня россыпь предложений по аренде коммерческих площадей. Предприниматели оставляют первые этажи жилых помещений, а также небольшие отдельно стоящие магазины. Компании, заинтересованные в оптимизации расходов, напрасно рассчитывают на снижение арендных ставок. Однако эксперты пока не склонны выводить из этой ситуации некий тренд.
На прошлой неделе владелица салона "Снежная королева" Лилия Толстова сообщила, что от аренды ее магазина на пр. Социалистическом,128 отказалась сеть салонов связи "Эльдорадо", которую развивает одноименная компания.
Накануне СМИ распространили информацию, согласно которой эта торговая компания в целом испытывает сложности с финансированием. В результате чего ассортимент региональных магазинов "Эльдорадо" имеет 40-процентный дефицит. Сама же компания ведет переговоры о продаже с чешской финансовой группой PPF. По неофициальным данным, в Барнауле в ближайшее время могут закрыться семь салонов связи "Эльдорадо".
Пресс-менеджер компании Надежда Михеева сообщает о закрытии в Барнауле только двух салонов связи за последний месяц.
— Это было обусловлено естественными причинами – точки не приносили необходимой прибыли. Кроме того, в одном из случаев была неоправданно повышена арендная плата, что могло привести к снижению рентабельности салона.
Также г-жа Михеева отрицает наличие в компании проблем с ассортиментом. "Сейчас, например, мы активно закупаемся к высокому сезону", – говорит она. Однако подтверждает, что "Эльдорадо" и финансовая группа PPF подписали соглашение о предоставлении дополнительного коммерческого кредита. Его условия предусматривают возможность приобретения группой PPF значительного, вплоть до контрольного, пакета акций сети "Эльдорадо".
Начальник отдела рекламы и маркетинга группы компаний "Салоны связи" (торговая марка "Дивизион") Евгений Карья предполагает, что все проблемы головной компании "Эльдорадо", вероятнее всего, отразились и на сети салонов связи. Поэтому сокращение их числа или уход сети с рынка Барнаула возможен, полагает г-н Карья.
Управляющий филиалом "Сибирь" компании "Евросеть" Алексей Попов говорит, что ритейлерам сегодня необходимо снижать издержки, прежде всего – затраты на аренду.
— Уровень цен на рынке аренды торговых площадей в условиях экономической нестабильности неадекватен, и существует тенденция их дальнейшего роста. "Евросеть" ведет активные переговоры с арендодателями. Если девелопер не идет на компромисс, мы закрываем торговую точку и ищем наиболее выгодные для нас условия. В зависимости от расположения и условий функционирования салона, а также эффективности самой торговой точки мы добиваемся снижения ставки в Алтайском крае от 15 до 30%.
Евгений Карья не выражает особой обеспокоенности по поводу завышения цен на коммерческую недвижимость в разгар кризиса. "Есть арендодатели, привыкшие к заоблачным ценам за квадратный метр. Но при наличии грамотного отдела развития договориться о приемлемой цене аренды можно практически в любом районе города и края. Нам интересны перспективные с точки зрения местоположения площади в Барнауле, где находились салоны "Эльдорадо". На их месте мы бы с удовольствием открыли свои торговые точки", – уверяет Евгений Карья.
На прошлой неделе стало известно и об уходе с прежней площадки магазина бытовой техники и электроники DOMO. Коммерческий директор дивизиона "Сибирь" сети DOMO Станислав Кузнецов объясняет, что уход супермаркета с площадки на пр. Ленина, 108 не связан с арендной ставкой.
— В сложившейся ситуации мирового экономического кризиса собственники идут нам навстречу и готовы обсуждать цену на аренду помещений. Так что есть основания полагать, что в следующем году уровень ставок начнет снижаться и будет наконец соответствовать развитым девелоперским рынкам.
Станислав Кузнецов пояснил, что причина переезда магазина DOMO обусловлена чисто стратегическими планами развития компании. Торговые точки теперь будут работать в новом формате с увеличением площадей до 3 тыс. кв. м. В следующем году ритейлер планирует изменить формат всех своих магазинов. Прежний формат, по мнению представителя компании, не соответствует ритму и информационной насыщенности современной жизни.
Заместитель гендиректора группы "Компаний "Магистр" Тимур Брегадзе поясняет, что мировой финансовый кризис действительно внес серьезные коррективы во взаимоотношения арендаторов и арендодателей. Многим компаниям оказалась не под силу оплата помещений по докризисным ставкам.
— Но переезд пока нельзя назвать массовым. Владельцы недвижимости не хотят признавать нынешних реалий, но в ближайшее время ситуация будет меняться: собственникам и арендаторам придется вновь договариваться. Кризис отразился на разных компаниях по-разному. Но, например, мелкие мебельные магазины и салоны связи, занимающие помещения до 70–80 кв. м, наверняка начнут отказываться от них.
Это, по его мнению, автоматически увеличит количество предложений и снизит стоимость арендной ставки.
– На своей торговой площадке я работаю восемь лет, поэтому уезжать не хотелось бы. Хотя в связи с финансовым кризисом арендодатели стремятся повысить цену аренды. Ко мне, по крайней мере, обращались с таким предложением. Мы договорились работать по существующей ставке до конца года, а потом придется принимать какое-то решение.
– Наш офис находится в собственности, а цена аренды салона нас устраивает. И сейчас не ведется речи о ее повышении.
– Нет, для нас эта проблема не актуальна. Мы сами сдаем площади в аренду. На мой взгляд, сейчас существует перенасыщение рынка офисных помещений, расположенных в бизнес-центрах. Там есть невостребованные площали, и, возможно, цена в них будет ниже. Что касается объектов, которые сдаются в аренду давно, то в них ставки устоялись. Возможен рост цен после Нового года из-за того, что поднимется цена на электроэнергию и коммунальные услуги.
– Нет, не ищем. У нас нет такой потребности, и цена аренды нас устраивает.
– Офис мы не ищем, зато нуждаемся в площадях для расширения сети. Сейчас найти подходящий вариант по приемлемой цене не так просто. Цена аренды уже существующих магазинов у нас повышалась два месяца назад, но к переезду мы пока не готовы.