Помогаем бизнесу быть умным ИИ эффективным. «Ростелеком» предлагает цифровые решения и искусственный интеллект на базе собственного нейрошлюза

октябрь 27, 2025

Применение ИИ в бизнесе — это не модное увлечение, а реальный способ оптимизировать работу сотрудников и предприятия в целом. Ольга Курылева, заместитель директора по корпоративному и государственному сегментам Алтайского филиала «Ростелекома», кандидат физико-­математических наук, рассказала об использовании искусственного интеллекта, отраслевых кейсах и работе в условиях ограничения интернета.

Ольга Курылева.
Фото предоставлено компанией «Ростелеком».

ИИ вдохновляет

— Как участвует «Ростелеком» в развитии технологий, связанных с ИИ?

— Искусственный интеллект давно работает внутри наших традиционных услуг, таких как видеонаблюдение, голосовые роботы, продукты информационной безопасности. В ежедневной работе мы активно применяем его уже два года.

Нейрошлюз «Ростелекома» помогает готовить презентации, писать деловые письма, пересказывать конференции, составлять протоколы совещаний, создавать себе ИИ-ассистентов с самыми разными компетенциями.

Понимая полезность и результативность нейрошлюза в собственных бизнес-­про­цессах, мы решили предложить его как услугу корпоративным клиентам и госзаказчикам. Наш «Нейро­шлюз» объединяет 27 ИИ-­платформ — это ChatGPT (ЧатДжиПиТи), DeepSeek (ДипСик), нейросети для генерирования изображений и слайдов, быстрого поиска по документам, обработки аудио­файлов, написания аннотации и озвучивания текстов.

Как показывает опыт, время выполнения задач при использовании ИИ сокращается в среднем на 70–80%. Конечно, это напрямую влияет на эффективность бизнеса.

«Ростелеком» предлагает цифровые решения и искусственный интеллект на базе собственного нейрошлюза.
Фото предоставлено компанией «Ростелеком».

Цифровые возможности Алтая

— Массовое использование ИИ может вылиться в очередную технологическую революцию. Готовы ли к этому алтайские компании?

— Сейчас алтайский бизнес на этапе цифровизации, и она идет полным ходом. Для этого специально под запросы клиентов у нас создан и успешно действует офис отраслевых решений. В нем аккумулируются лучшие практики, которые тиражируются на всю страну. Конечно, с учетом индивидуальных требований клиента.

Так, в Сибири мы реализовали ряд проектов в добывающей отрасли — внедрили многофункциональные системы безопасности, так называемые МФСБ, включающие не только видеонаблюдение и контроль доступа, но и, например, позиционирование персонала и транспорта, контроль сейсмической активности и аэрогазовый контроль.

Также участвовали в проекте диспетчеризации на одном из рудников. Это был наш первый опыт выполнения работ под землей в Алтайском крае.

— А какие еще предприятия проявляют интерес к цифровизации?

— Среди промышленных и оборонных предприятий востребованы продукты экомониторинга и локальных систем оповещения, а также строительство адаптированных под задачи производства линий связи. В этом году мы, в частности, работали с Бийским олеумным заводом.

— По данным Высшей школы экономики, сельское хозяйство находится на 16-м месте из 18 по цифровизации. Как думаете, нет проектов или нет интереса?

— У нас разработаны цифровые решения, с помощью которых можно вести мониторинг упитанности коров, отслеживать здоровье свиней, выявлять заболевших кур, оптимизировать внесение удоб­рений. А вот реализованных кейсов на Алтае маловато. Небольшие компании сомневаются, что затраты окупятся, а крупные уже имеют высокий уровень цифровизации.

Есть у нас даже «Цифровой улей» — классный продукт, дающий полный контроль за ульем и здоровьем пчел с выдачей оповещений и рекомендаций. Сейчас мы ищем партнера для пилотирования продукта на Алтае.

Сотрудник «Ростелекома».
Фото предоставлено компанией «Ростелеком».

Туризм в цифре

— Алтай все чаще звучит как туристический регион. Растет ли спрос на цифровые услуги со стороны отельеров?

— Конечно, как от крупных «звездочных» отелей, так и со стороны небольших турбаз. В этом году, мы, например, работали с компанией «Алира-­Групп» (парк-отель «Ая»), гостинично-развлекательным комплексом «Алтай Пэлас», который находится в игорной зоне «Сибирская монета».

Для такого уровня компаний разработан пакет услуг «Цифровой отель», в который включены сервисы регистрации гостей, системы управления номерным фондом, «ТВ для гостиниц» и Wi-Fi для гостей и сотрудников.

Для отелей и турбаз «Ростелеком» предлагает различные пакеты услуг.
Фото предоставлено компанией «Ростелеком».

Мы постоянно развиваем эти решения. Например, внедрили новые механизмы авторизации Wi-Fi. Теперь можно авторизоваться не только через SMS или звонок, но и через портал «Госуслуги», а сейчас еще и через Сбер ID и Альфа ID.

Также у заказчиков появилась возможность монетизации своих услуг, я имею в виду загрузку в сеть промо­акций после авторизации клиентов.

— Не все турбазы могут позволить себе такой пакет.

— Среди небольших туристических объектов чаще востребована услуга подключения к оптическим сетям связи с Wi-Fi для гостей. До недавнего времени многие из них обходились мобильным интернетом. Сейчас же с учетом ограничений мобильной связи оптика для них стала базовой потребностью.

Новая реальность

— Ольга, как изменился спрос на ваши проекты после введения ограничений мобильного интернета?

— «Что со связью и как быть»? — самый частый вопрос, который мне задают в последнее время. Единственная надежная альтернатива мобильному интернету — проводной интернет на оптических линиях связи. Сейчас эта услуга стала драйвером продаж. В 2025 году в сравнении с прошлым годом количество заявок увеличилось более чем в 2,5 раза.

Как представителя отрасли, меня, конечно, огорчают проблемы со связью. Но тут есть и один положительный момент: в обществе стали больше понимать, что связь появляется не из воздуха, а благодаря труду целой отрасли специалистов. Наши сотрудники прокладывают линии связи и обслуживают огромную техническую инфраструктуру «Ростелекома» в регионе круглосуточно и в любую погоду.