Налог на доверие. Как обязательная маркировка звонков отразилась на абонентах и бизнесе

октябрь 24, 2025

С 1 сентября 2025 года все звонки с номеров юридических лиц и ИП по закону (№41-ФЗ) должны сопровождаться специальной маркировкой — названием компании. Инициатива призвана защитить россиян от спама и мошенников. Бизнесу же она грозит новыми расходами и административной нагрузкой. Altapress.ru разбирался, как нововведение должно работать на практике.

Телефон. Смартфон. Звонок.
Софья Комарова

Визитка на экране

С октября любой звонок от банка, службы доставки, фитнес-клуба или любой другой компании на экране вашего телефона будет отображаться не просто как номер, а как название этой организации. Это и есть маркировка — инструмент, который, по задумке законодателей, поможет абонентам отличать легитимные звонки от мошеннических.

Для бизнеса это означает обязанность подключить специальную услугу у своего оператора связи. Как именно будет работать эта система в Алтайском крае — мы спросили у крупных операторов сотовой связи.

Так, например, в Т2 в ответ на запрос отметили — они как оператор заинтересованы в развитии прозрачной и безопасной коммуникации с клиентами. Особенно это актуально сегодня, когда телефонное мошенничество заставляет многих абонентов игнорировать звонки с незнакомых номеров.

«Для абонентов Т2 услуга бесплатна. Корпоративные клиенты все чаще обращаются за маркировкой, понимая, что указание поставщика товара или услуги воспринимается пользователями лучше, чем "безымянный" звонок. Условия партнерства прорабатываются с каждым заказчиком индивидуально», — объяснили в Т2.

Телефон.
Дарья Дергачева

1. Как технически работает маркировка

Маркировка — это специальная метка, которая «прикрепляется» к номеру телефона компании. На экране принимающего абонента она отображается так, будто этот номер уже сохранен в его телефонной книге.

Если вдруг этот номер уже сохранен у абонента в телефоне, приоритет будет у личной телефонной книги — то есть номер будет отображен именно так, как записан у вас.

От бизнеса потребуется только передать данные, заверенные документами, — ничего дополнительно устанавливать не нужно. Так, в «Билайне» ответили , что достаточно иметь корпоративную SIM-карту или услугу для телефонии, а все настройки оператор делает на своем оборудовании.

«МегаФон» предлагает ту же схему. Оператор объяснил, что если компания работает под несколькими коммерческими обозначениями, то она может самостоятельно определить, какой из номеров какую информацию будет содержать. Маркировать можно только тот номер, который принадлежит непосредственно юрлицу.

Документы. Подписание документов. Договор.
Fusion Brain, altapress.ru

2. Все ли телефоны смогут отображать маркировку

Да, телефоны должны справиться с показом «визиток» — но с нюансами. Сервис поддерживается даже на кнопочных телефонах, однако способ отображения и язык зависят от модели телефона и оператора. Можно использовать в маркировке даже эмодзи — остальное дело техники принимающего телефона.

Так, в «Билайне» в сетях 2G/3G метка отображается латиницей, а в современных сетях VoLTE/VoWiFi — кириллицей. Ограничения возможны, если у абонента установлен сторонний определитель номера — тогда может показываться и то, и другое. Отображение маркировки также зависит от того, находится ли телефон в зоне ограниченного покрытия сервиса.

В «МегаФоне», например, протестировали более 70 моделей, включая как флагманы, так и бюджетные аппараты. Маркировка в полном формате («Визитка») работает в основном на смартфонах с поддержкой VoLTE. На старых кнопочных телефонах информация может приходить через USSD-запрос или смс.

Если оператор клиента не входит в «большую четверку», то звонки будут проходить на основании агентского договора: «Оператор передаст нам связку "клиент-номер", а мы будем передавать эту маркировку при звонках на сети большой четверки», — добавили представители «МегаФона».

Красивые и интересные люди ходят по Барнаулу.
Дарья Беркетова

3. Как бизнесу Алтайского края подключить услугу маркировки

Юридическим лицам и ИП нужно обратиться к своему оператору связи, предоставив правоустанавливающие документы и список номеров.

4. Во сколько обойдется маркировка бизнесу

Для бизнеса это платная услуга, не входящая в стандартные корпоративные тарифы.

Для абонентов с SIM-картами «Билайн» сумма составляет 25 рублей в месяц за неограниченное количество показов. Для корпоративных АТС и других B2B-сервисов — тарификация за каждую попытку показа: 0,24 рубля за попытку звонка на «Билайн», 0,25 рубля на других операторов (цены без НДС).

«МегаФон» снизил стоимость звонков на 40% с 1 октября и запрашивает 0,25 рубля за каждый звонок (без НДС). Для простых корпоративных SIM-карт, не используемых в телефонии, — фиксированные 25 рублей в месяц.

«Мы считаем оправданным договорной характер маркировки, поскольку инициатива потребовала финансирования на развитие инфраструктуры и поддержание баз в актуальном состоянии», — прокомментировали изменения в Т2.

Деньги. Купюры.
Фото: Анна Зайкова.

5. Кто проверит, что маркировка достоверна

Операторы берут проверку на себя.

Так, в «Билайне» и «МегаФоне» специалисты объяснили, что достоверность документов проверяют сотрудники компании. Данные проходят обязательную верификацию и модерацию.

Если компания работает под несколькими брендами, она может использовать разные этикетки для разных номеров, подтвердив права на каждое коммерческое обозначение.

6. В чем сложности системы

Операторы заявляют о готовности к внедрению повсеместной маркировки, но прогнозируют некоторые трудности. Основная сложность, которую отмечают операторы, — возможный ажиотаж и, как следствие, затягивание сроков подключения для части клиентов. Также бизнес столкнется с ростом затрат на связь.

«Основная сложность — это необходимость выстроить договорные отношения между всеми участниками. Закон требует изменения сложившейся рыночной практики, — прокомментировали в компании "Ростелеком". — Сложности реализации обусловлены в первую очередь сдержанным желанием компаний закупать услугу, которая прежде не требовала от каких-либо затрат. Несмотря на возражения некоторых организаций, она не только не окажет негативного влияния на их финансовую базу, но позволит им повысить результативность звонков и конверсию. Технически сети операторов готовы к оказанию услуги маркировки заинтересованным участникам рынка».

Новости, смартфон.
altapress.ru

7. Что будет с «серыми» номерами физлиц

Закон не оставляет выбора: все звонки с номеров, оформленных на юрлицо и ИП, должны быть промаркированы, независимо от их количества и цели. Звонок с личного номера сотрудника, оформленного на физлицо, маркировки не требует.

Однако использование личных номеров для бизнес-звонков станет рискованным. Слишком частое использование личных номеров может быть замечено. В «Билайне», к примеру, такие вызовы могут быть классифицированы как «массовые» по внутренним алгоритмам оператора, что без заключения специального договора на услугу МАВ (массовые и/или автоматизированные вызовы), приведет к их блокировке.

«МегаФон» напомнил, что на такие номера абоненты могут жаловаться, после чего им могут присвоить метки «возможно, спам».

В «Ростелекоме» добавили, что пока способы выявления и маркировки вызовов от физических лиц для бизнес-целей пока остаются дискуссионным вопросом для отрасли.

8. Какие санкции ждут нарушителей

Бизнес, не заключивший договор на маркировку, просто не сможет дозвониться до клиентов. Юридические последствия пока не предусмотрены в ФЗ-41.

9. Что изменится для обычных абонентов

Для физических лиц изменение — только в плюс.

  • Ожидается снижение количества спам-звонков.
  • Появится возможность видеть, кто звонит, до ответа на вызов.
  • Стоимость связи для физлиц не изменится. Услуга маркировки оплачивается бизнесом.