октябрь 28, 2025
Восемь лет назад барнаульское Научно-Производственное Предприятие «Лосев» начинало как стартап в «Сколково» с мечтой поставлять технологии для автоконвейера. Сегодня компания — реальный поставщик светодиодных модулей для Lada Vesta (Лада Веста), полностью заменивший импорт этих деталей. Генеральный директор предприятия Владимир Кострицин в интервью aitapress.ru рассказал, каким был путь к успеху, в чем главная боль российского технологического бизнеса, и почему компания видит будущее в родном Алтайском крае.
Молодое алтайское предприятие прорвалось на конвейер АвтоВАЗа.
Фото предоставлены НПП «Лосев».
— Когда мы открывали компанию, стали резидентами «Сколково» в направлении автомобильной светотехники. Это был стартап, который подразумевал, что мы будем продавать технологии автомобильного света для производителей на автоконвейер.
Около двух лет мы старались выйти на этот рынок, но потом поняли, что конвейеру нужен конкретный продукт, а не технологии. Денег на тот момент не было. Варианта осталось два: либо переключаться на что-то другое, либо совсем закрываться.
Мы пошли в другое направление — специализированную строительную светотехнику. Стали развиваться. Со временем у нас появился перечень продуктов, и не только светотехника, своя дилерская сеть по России и странам СНГ. До СВО были планы выйти на экспорт в Европу, мы даже вышли на этап сертификации, но по понятным причинам эта инициатива не удалась.
— Конечно, нет. Ради него мы и открывались. Уйдя в строительное направление, все равно продолжали повышать свои компетенции в проектировании оптики. Постоянно встречались с представителями АвтоВАЗа и КамАЗа.
Еще до 2022 года мы предлагали им сделать локализацию и фактически ее делали — за свой счет. Можно сказать, мы занимались импортозамещением еще до того, как это стало мейнстримом. Но тот же АвтоВАЗ старался использовать уже проверенные решения, и даже с хорошей идеей зайти к ним было очень сложно.
— В начале марта 2023 года с нами связался АвтоВАЗ и сказал, что им необходимо срочно, в течение трех-четырех недель, запустить производство. Задача немыслимая. АвтоВАЗ к нам обратился, наверное, в последнюю очередь. Сказали: либо вы сейчас нам дадите продукт, либо мы пойдем в Китай. Но поскольку у нас был высокий уровень проработки этих изделий, мы в итоге запустились, хотя и чуть позже — за два месяца. И с того момента стали поставщиками АвтоВАЗа.
— Нас долго не воспринимали всерьез, относились к нам, как к «гаражной» компании. Сравнить с гигантом АвтоВАЗом, конечно, сложно. И сейчас нам тоже есть куда расти.
В целом, проект по автомобильной светотехнике длился больше шести лет без какого-то денежного результата. Компания инвестировала свои собственные деньги из строительного сегмента в автомобильное направление.
На данный момент мы до сих пор сами не производим, поскольку для этого нужно получить специализированный сертификат. Производство в России у нас находится сейчас на аутсорсе со всем необходимым контролем качества. Но мы активно идем в ту сторону, чтобы начать производить самостоятельно. Мы для этого купили здание, делаем там ремонт. После этого начнем проходить процедуру сертификации.
— Однозначно, кадры и технологии. В России практически нет компаний, которые бы умели проектировать автомобильную светодиодную светотехнику.
— Кадры приходится воспитывать самостоятельно, выращивать их с нуля. Производство специфическое, поэтому у выпускника компетенций недостаточно, и приходится «доращивать» людей своими силами.
— Если говорить про автомобильное направление, то мы защищены 719-м постановлением правительства о локализации. Что касается строительного направления, то да, со временем появились подражатели. Но у нас есть большое количество патентов.
— Состояние разное. Где-то можно увидеть высокие технологии, роботов, все по стандартам. А где-то без слез невозможно взглянуть: щели в стенах, грязь, пропитанные маслом полы.
Главный тормоз — высокая ставка ЦБ. Плюс малое количество населения для такой площади страны. И очень плохая кооперация в России. Производители часто стараются сделать высокую наценку. Смотришь на стоимость — и проще заказать на стороне, как правило, в Китае.
Сюда же добавлю отсутствие достаточного количества компетентных инженеров. В 1990-е, 2000-е очень много компетенций было утеряно и сейчас их с большим трудом приходится восстанавливать.
— Нынешняя ситуация дает, на самом деле, возможность для развития. Идет тренд на локализацию, и не только от государства. По опросам, многие и среди населения стали стараться брать продукцию с российской локализацией. Это не может не радовать.
— Потому что мы живем здесь, и нам не все равно. Мы не планируем куда-то переезжать, хотя предложения от технопарков поступают едва ли не ежемесячно.
На мой взгляд, в нашем регионе как раз есть потребность в расширении мер поддержки, а также либо в одном большом технопарке, либо во многих маленьких, где можно было бы размещать производство и получать льготы.
— Если геополитическая ситуация стабилизируется, я вижу у России высокий потенциал роста именно в локализации и экспорте. Уверен, в нашей стране есть все для того, чтобы развивать высокотехнологичное производство. А будущее НПП «Лосев» я вижу в таком высокотехнологичном направлении, как электроника. По этому пути мы и идем.