Кому мешают взрослые фигуристы?

ноябрь 19, 2008

Владимир Альт, начальник краевого Управления по физической культуре и спорту.
Олег Богданов

Опубликованная на сайте altapress.ru статья вызвала большой общественный резонанс. Комментаторы вступили в настоящую борьбу, отстаивая свое мнение.

Напомним, уже месяц, как креатив-группа "Проект-41" организовала курсы фигурного катания для взрослых. В проекте участвует четыре группы по 25 человек, возраст – от 8 до 40 лет. У каждой группы – свой квалифицированный тренер. Один раз в неделю участники выходят тренироваться на крытую ледовую площадку, которая в Барнауле одна – Дворец зрелищ и спорта. Среди тренеров и Тамара Юдина, с именем которой связана история барнаульского фигурного катания.

Так вот, "яблоком раздора" для вступивших на нашем сайте в дебаты, и стала эта самая ледовая площадка. Часть комментаторов решила, что "Проект-41" лишает льда юных фигуристов непонятно кого пуская на лед. И вообще этот вид спорта на Алтае практически исчез чуть ли не благодаря все тому же "Проекту-41".

Корреспонденты Службы новостей altapress.ru не могли оставить тему без продолжения и решили разобраться в ситуации.

"Критикующие! Хотите – купите лед и тренируйтесь"

Алла Медникова
руководитель общественной организации "Проект-41", организатор курсов фигурного катания:

- Я не отрицаю и даже согласна с некоторыми комментаторами, которые пишут о том, что раньше фигурным катанием в Барнауле занимались массово. Да, действительно, до 1990 года были тренеры, работало несколько больших детских и подростковых групп, причем не только во Дворце спорта, но и при детско-юношеских спортивных школах. Но потом начались "лихие 90-е", перестройка, массовые сокращения работников во всех сферах деятельности. Может быть, особенно не повезло здесь как раз детским спортивным тренерам, потому что детский спорт, тем более, фигурное катание из разряда приоритетных скатился непонятно куда и стал никому не нужен. По крайней мере, из властьимущих и, как говорится, средства имеющих. Ситуация кардинально изменилась.

Из тренеров, которые преподавали алтайским ребятишкам азы фигурного катания, а впоследствии делали из них кандидатов в мастера и мастеров спорта, осталась только Тамара Владимировна Юдина, насколько я знаю. Она как-то "выжила", нашла вариант существования и не бросила любимое дело. Школа фигурного катания "Снежинка" работала и в 90-е. Юдина и сегодня тренирует маленьких фигуристов. Правда, уже не в том количестве.

У меня стойкое ощущение, что критические комментарии по поводу нашего проекта оставляют люди, которые, безусловно, имели или имеют отношение к фигурному катанию в Барнауле, но в данный момент обижены на судьбу, обстоятельства и т.д. Они из числа тех, кто не сумел по каким-то причинам реализовать себя, свою мечту о достижениях на льду. Возможно, это именно они попали в начале 90-х под "государственный каток", раздавивший массу спортивных секций. Я могу понять их обиду на систему, но не могу объяснить себе их негативного настроя на "Проект-41". Хотя, может и логично, - мы, как общественная организация, работаем всего четвертый год, и у людей возникают сомнения по поводу нашей состоятельности.

Открыто заявляю: проект по созданию групп фигурного катания придумала и инициировала лично я. Во-первых, потому что сама в детстве занималась этим видом спорта, во-вторых, потому что у меня до сих пор сильная ностальгия по льду. И, в-третьих, я хочу "заразить идеей коньков" как можно больше людей, найти единомышленников, подарить им радость.

Многие, судя по комментариям на Алтапресс.ру, думают, что мы ущемляем чьи-то права, что не даем кататься детям – это глупость полная!!! Мы занимаемся в свободное от любых тренировок время, я специально каждую неделю езжу и договариваюсь. Предварительно просматриваю расписание хоккейной команды "Алтай" и юных фигуристов.

Поймите, мы занимаемся далеко не в прайм-тайм, не в 18-19 часов. Тренировки начинаются не раньше восьми, а иногда и в девять часов вечера. Причем, не чаще одного (!) раза в неделю. Замечу, что кроме "Проекта-41" лед во Дворце спорта арендуют и другие организации. Например, фигуристы и хоккеисты из детско-юношеской спортивной школы одного из районов Барнаула. Знаю, что дети иногда тренируются и на открытых площадках. В частности, те, кто занимается при стадионе "Лабиринт".

Мы не ставим цели воспитать чемпионов, побить мировые рекорды и стать известными и популярными. Наш проект призван именно популяризовать здоровый образ жизни через интересный вид спорта. Государство сегодня ставит в приоритет массовые занятия спортом – мы только "за". И здесь, в нашем проекте есть возможность реализовать эту идею!

За занятия наши участники платят одну тысячу рублей в месяц. Но тренировки на льду пока удается проводить не чаще раза в неделю. Лед стоит очень дорого - 6,5 тысяч рублей час!

Ко всем злопыхателям у меня встречный вопрос: кто вам мешает купить лед и доучить (научить) свою дочь, внука, мужа, себя самого кататься на коньках? Объединитесь в группу единомышленников и, как и мы, катайтесь и получайте удовольствие!

 "Есть люди, которые хотят облить меня грязью"

Тамара Юдина
тренер по фигурному катанию с 30-летним стажем:

-  Я даже подозреваю, кто пишет такие язвительные комментарии. Просто есть люди, которые хотят облить меня грязью. Пусть даже не разобравшись в ситуации.

У детей никто никакой лед не забирает и никогда не забирал! Тем более, "Проект-41", который наоборот затеял доброе дело. Школы "Снежинка" нет уже давным-давно, количество детей, занимающихся фигурным катанием, в Барнауле минимально. Так сложились обстоятельства.

Все началось еще в 90-е, когда нас попросили присоединиться к хоккейной команде "Мотор", так как во всем мире эти два вида спорта идут рука об руку. Но с хоккеистами фигуристы почему-то не ужились. У нас был затяжной конфликт с руководством клуба, моим ребятишкам давали очень неудобное время для занятий – либо раннее утро, либо поздний вечер. Родители жаловались, да и я обращалась в различные инстанции, но ничего не помогало. В итоге мне вообще сказали, что в Алтайском крае, по статусу, фигурного катания нет. Такой вид спорта не предусмотрен ни для развития, ни для финансирования. А вот хоккей – это приоритетное направление, тех ребят выгнать никуда нельзя. Мой спортивный кружок выживал, как мог, но в итоге пришлось из Дворца спорта уйти в детско-юношескую спортшколу Центрального района.

Помню, когда первый раз приехал Илья Авербух, то был очень рад, что в Барнауле удалось сохранить школу фигурного катания. Но он не знал же, что это лишь остатки, что, по большому счету, это сохранение очень условное и далось оно огромными усилиями. А наши власти тогда очень гордились, что их похвалили – да, мол, мы развиваем и поддерживаем юных фигуристов.

Сейчас некоторые говорят – хотите научиться кататься? Ну дак выходите на лед зимой и на улице – месяца вполне достаточно. Это не так! Мне до сих пор звонят люди и спрашивают: когда и куда к вам можно прийти и заниматься или привести своего ребенка? Поэтому, когда мне позвонили из "Проекта-41" и предложили участвовать в проекте, вести группу, я согласилась. Я душой болею за этот спорт, а не ищу какой-то выгоды!

Ребята из этой общественной организации сами все придумали и реализовали. Они лично ходили на прием к директору Дворца спорта, договаривались об аренде льда, о времени тренировок. Заранее оговаривалось то, что никто никому не мешает. Все документы официально подписаны.

Видя, что происходит на самом деле, я не понимаю в чем проблема и почему на вашем ресурсе она стала так обсуждаема… Ведь проблема развития детского фигурного катания совсем из другой области и поднимать ее нужно отдельно.

"В 80-е было все отлично, а в 90-е началась разруха"

Анна Середина
кандидат в мастера спорта по фигурному катанию, воспитанница школы "Снежинка" (1983-1996 гг.):

- Когда меня отдали в фигурное катание в (1983-84 год), все было здорово! Лед нам давали по 1,5 -2.5 часа ежедневно, ОФП (общая физическая подготовка), хореография, кажется, два раза в неделю были, даже бассейн.

А в 90-х годах счастье закончилось, так как лед стал очень дорогой. Помню, что наша любимая Тамара Владимировна вечно бегала по всяким профсоюзам, комитетам, чего-то им там доказывала... В итоге - 45 минут льда в день. Со временем и того хуже - не каждый день. После 12-13 лет я свой разряд уже не повысила – не было возможности. Осталась кандидатом в мастера спорта. Та же участь постигла и других. Кто успел получить разряд, тот успел. К сожалению, позже и уровень подготовки снизился.
Я не знаю, почему не выделяет деньги город или край, почему Клевченя свои деньги вкладывал в каток?
Так что никто мне кажется, ни у кого лед не отбирает, напрасно комментаторы спорят. Нашли деньги - здорово! Молодцы!!! Спорт – это ведь замечательно. Никто же против массового катания не возражает! Или групп здоровья, которые раньше всегда были. А тут еще и с тренером!

Как мама троих детей, могу сказать, что сегодня детский спорт - отдельная проблема. Детский спорт является одной из острейших проблем в стране. Я уверена, что спортивный образ жизни необходимо формировать еще в раннем детстве. И, на мой взгляд, спортивные достижения тут не главное. Спорт учит дисциплине, собранности и организованности, дает навыки жизни в коллективе, прививает вкус к качеству жизни. Человек пойдет не куда-то, а на тренировку. Это реально физическое здоровье, тренировка духа, характера. Это – очень и очень хорошо! Упал, встал, поехал дальше. Нашим детям, увы, этого не хватает. Когда

Надеяться на что-то можно, если чиновники заинтересуются проблемой или их дети станут посещать эти тренировки.

"Мешать юным мне было бы стыдно"

Елена Пушкарева
любитель фигурного катания, не попавшая в группу тренирующихся:

- Здорово, что появилась возможность большим тетенькам и дяденькам научиться тому, на что не хватило времени/возможности/денег родителей в детстве - более или менее прилично кататься на коньках. Это весело, полезно, красиво, наконец... Не в курсе, мешают ли занятия группы юным спортсменам - надеюсь, что нет, иначе ходить на такие тренировки лично мне было бы стыдно. И, конечно, жаль, что я не попала в группу тех, кто тренируется сейчас.

Компетентное мнение

Владимир Альт, начальник краевого Управления по физической культуре и спорту.
Олег Богданов

Владимир Альт
председатель краевого Управления по физической культуре и спорту:

- Мы все – заложники ситуации. К сожалению, в крае нет крытых ледовых площадок, кроме Дворца Спорта. Бизнесмены не берутся за строительство спортивных объектов, потому что они себя не оправдывают. Проект крытого ледового Дворца, который будет расположен по адресу проспект Сибирский, 52 уже готов, но до его полной реализации еще далеко. Чтобы построить хороший крытый каток с искусственным льдом нужно минимум 200 миллионов рублей. Их пока нет.

Что касается "ледовых видов спорта", то у нас есть только хоккей. Но СДЮШОР "Алтай" арендует лед все у того же Дворца. Фигурное катание есть только в виде оздоровительных, любительских групп, не имеющих к большому спорту никакого отношения. И в ближайшее время ситуация, скорее всего, не изменится.

* * *
Кстати, в администрации Дворца зрелищ и спорта нам подтвердили, что фигуристы из "ПРоекта-41" никаким детским тренировкам не мешают. Хоккеистам - тем более, потому что свое расписание согласуют всегда сначала с ними.