На какой площади Барнаула замечены проблемы с человеческим масштабом

октябрь 29, 2025

Как бы странно ни звучало, но наибольшей популярностью у барнаульских студентов пользуется оформленная в стиле сталинского ампира площадь Советов. Близость к университетским зданиям, популярным кофейням и ощущение, будто вся активность краевой столицы кипит в самом центре, так и манят молодежь и туристов. Но комфортно ли им в этом общественном пространстве? Корреспондент altapress.ru оценил площадь по 12-и критериям Яна Гейла и вынес неутешительный вердикт.

Памятник Ленину на площади Советов.
Кристина Тарасова

Объективный комфорт

Датский архитектор Ян Гейл, автор бестселлера «Города для людей», разработал универсальную методику оценивания общественных пространств. Она применима к любым территориям вне зависимости от того, в какой стране они находятся, ведь законы урбанистики работают в любой точке земного шара.

Методика, которой можно пользоваться даже при оценке качества собственного двора, основана на трех критериях, каждый из которых делится на конкретные параметры для оценки по балльной шкале от нуля до единицы, включая половину балла:

  • Безопасность: Защищенность от автомобилей, преступности и неприятных ощущений – шума и грязи.
  • Комфорт: Удобство ходить, стоять, сидеть, общаться, играть, наблюдать за окружающим.
  • Удовольствие: Рассчитывается через наслаждение погодой, качественным дизайном и соблюдением человеческого масштаба застройки.

Ответственности не снимает

Открыл серию текстов с подробным оцениванием общественных пространств Барнаула . Он выступил точкой притяжения в историческом центре краевой столицы.

Теперь из центра исторического перемещаемся в административный – на площадь Советов. Она была заложена в генеральном плане 1937 года на месте одноэтажных бараков и оврагов, а в нынешнем виде существует с 1967 года. Именно тогда был установлен памятник Ленину, завершивший формирование архитектурного ансамбля.

Площадь Советов раньше была почти пустырем.
altapress.ru

«Центральный» набрал 11,5 баллов из 12 возможных. Нетрудно догадаться, что почти любая площадь будет оценена не так высоко, как ухоженный парк, но это все еще общественное пространство, которое можно разобрать по критериям, сформулированным автором пособия «Города для людей».

На окраинах безопаснее

Занятно наблюдать за тем, как в течение последних лет парковка, прилегающая к гостинице «Центральной», разрастается, постепенно захватывая площадь Советов. В месте, где логически начинается площадь, установлен запрещающий знак, но его барнаульские автомобилисты игнорируют, паркуясь в несколько рядов после ограничения.

Площадь Советов. Парковка, автомобили
Федор Позников
Площадь Советов. Парковка, автомобили
Федор Позников
Площадь Советов. Парковка, автомобили
Федор Позников

Даже это полбеды – основной дискомфорт доставляет широкая дорога, от которой люди никак не защищены. Показательно, что в вечернее время прямо по центру площади встают автомобилисты и устраивают фотосессии, а зимой еще и дрифтят. Иногда это бывает зрелищно, но это совсем не оправдание. Ноль баллов, никакой защищенности от транспорта и происшествий.

Определяющая характеристика площади – большое открытое пространство, где можно организовать крупное событие. Разумеется, гектары земли не могут быть защищены навесами или деревьями от неприятных погодных явлений – палящего солнца или обильного дождя. Говоря о площади Советов, мы имеем в виду асфальтовое поле, которое в жару и тем более во время осадков становится непригодным для посещения. За ощущения те же ноль баллов.

В том, что касается отсутствия преступности, площади Советов играет на руку расположение в центре города. Обилие камер видеонаблюдения, патрулей и близость к зданию правительства почти гарантированно защитят от маргинальных элементов. Но в ночное и даже вечернее время пустующее и не просматриваемое людьми пространство формирует стойкое ощущение тревоги. Поэтому только половина балла.

Карманы пустые

Площадь Советов. Плохое благоустройство
Федор Позников

На площади Советов есть несколько лавочек, где можно присесть и отдохнуть, но они не отличаются привлекательностью и оттого редко заняты. Поэтому лишь половина балла. Пустые «карманы», где по канонам благоустройства должна располагаться хоть какая-нибудь лавочка, выглядят очень красноречиво.

Удобство ходить на площади Советов – тоже спорный вопрос. С одной стороны, есть множество тропинок, ведущих в разные стороны, но с другой – все они прямые, а людям несвойственно ходить по строго заданному маршруту. Оттого на некоторых участках газона, где в местах соединения перпендикулярных проходов формируются прямые углы, видны проплешины, намекающие на необходимость скругления.

Плюс ко всему асфальт, в который закатана большая часть площади, не пригоден для людей. По нему с комфортом перемещаются машины, но не люди. Это покрытие сильно нагревается летом и на него неприятно смотреть, в отличие от тротуарной плитки, которой хватает на возвышающейся части. При желании можно пойти по ней, поэтому один балл с натяжкой и громким скрипом.

Важно подчеркнуть еще один момент, который выделяет Ян Гейл в книге «Города для людей». Какими активностями занимаются люди в этом пространстве – обязательными (транзитными), то есть просто идут, либо добровольными, присаживаясь на лавку, качаясь на качелях и так далее. В этом плане площадь Советов - аутсайдер. Чаще всего люди по ней просто идут, изредка останавливаясь посмотреть на архитектуру.

Площадь Советов. Прогулка, пешеходы
Федор Позников

Стоять на площади негде, не на что облокотиться и расслабиться. Это нормально и вполне ожидаемо, если учитывать конструктивные особенности пространства, но все еще не дает оснований дать за этот критерий больше нуля.

Площадь Советов окружена архитектурными памятниками, за которые может зацепиться взгляд: здание правительства края, корпус АлтГУ, до недавнего времени ЦУМ и даже закрытый забором памятник Ленину. Очевидно, что ни один турист в Барнауле не пройдет мимо этих достопримечательностей и захочет сделать пару фотографий. А может даже и попробовать оседлать Ленина и . Бесспорный балл за зрительную привлекательность.

Проходящая через самый центр города площадь Советов в часы пик со всех сторон обрастает автомобильными пробками, где все сигналят. А в более спокойное время по ней с огромной скоростью, иногда даже выше 100 км/ч, проезжают молодые автолюбители с громким звуком выхлопа, привлекая внимание особей противоположного пола. Очевидно, что в таких условиях не получится тихо поговорить, не повысив тон голоса. Ноль баллов за удобство общения.

С комфортом поиграть на центральной площади могут лишь скейтбордисты, но даже их в последнее время стали разгонять полицейские патрули. Других активностей там, на почти голом асфальтовом поле, нет и не придумать – ноль баллов.

Кому проблема, кому гордость

Площадь Советов
Федор Позников

Летом, если спрятаться в тени высоких хвойных, вполне возможно насладиться теплой погодой. Тем, кому хочется солнца, можно выбрать не закрытое деревьями пространство и даже позагорать. Но если учитывать, что от ветра, дождя и прочих осадков на большей части площади не укрыться, то максимум половина балла.

Раз уж на площадь Советов с завидной регулярностью захаживают туристы, чтобы сделать фотографии, то это многое говорит о дизайне пространства. Да, взгляд современного архитектора помог бы вдохнуть в него новую жизнь и осовременить, но балл за дизайн дать можно.

Главная и наверняка непоправимая проблема площади Советов - в ее несоразмерности человеку. Советская архитектура была нарочито огромной и демонстрирующей ничтожность личности перед государством и всем общественным. Даже памятник Ленину заставляет человека либо опустить голову, как бы преклонившись перед ним, либо наоборот вскинуть вверх в попытке рассмотреть лик вождя пролетариата и революции.

Важно понимать, что с течением лет эта архитектура никуда не денется, что больше хорошо, нежели плохо. Но этот ансамбль равноценно гигантских строений и форм навсегда останется враждебным человеку.

Посмотреть фотогалерею на сайте.

Итог по блокам:

Общий итог – 4 из 12. Самое важное место города, которое необходимо переосмыслить и перестать считать историческим заповедником, вдохнув новую жизнь.