ноябрь 20, 2008
На карте, которая фиксирует численность населения в будущем, России отведена лишь тоненькая полоска: по количеству жителей она в разы проигрывает Китаю, Ирану, Индии. К 2050 году, если ситуация кардинально не поменяется, в стране будут жить только 112 миллионов человек.
Все демографические процессы со знаком "минус" – от естественной убыли населения до миграционного оттока – идут и в Алтайском крае.
В том, что население страны убывает, Владимир Супрун, директор Фонда социопрогностических исследований "Тренды", "винит" не только алкоголизм, курение и бытовые травмы. По его словам, все это не более чем следствие. А причина в том, что общество просто устало.
– Я ввожу понятие популяционного стресса. Дело в том, что масштабность проблем и их количество на единицу социального времени и пространства слишком велико, идет перегрузка системы, и она начинает умирать. Давайте посчитаем, сколько стрессов приходилось на Россию в ХХ веке: русско-японская война, реформа Столыпина, Первая мировая война, революция, репрессии, Вторая мировая война… Набегающая усталость. Потом – шокотерапия 90-х.
По словам ученого, больше всего от популяционного стресса страдают мужчины – у них низкие адаптационные способности. При этом срабатывает культурный алгоритм: мужчина должен все на себе нести.
– Он тащит и выпадает… в алкоголизм! – убеждает Владимир Супрун. – Нужно менять культурный код, и женщина должна брать на себя большую нагрузку.
На Алтае в последние годы подъем рождаемости, но продлится он недолго: через несколько лет в репродуктивный период вступит малочисленное поколение 90-х. При этом у большинства пар потребность максимум в двух детях, а чтобы демография "вышла в плюс", не обойтись без трехдетных семей.
Иными словами, чтобы нас было больше, нам, россиянам, надо больше рожать. Но вот как заставить это делать?
Валерий Елизаров, руководитель Центра по изучению проблем народонаселения МГУ, говорит, что пока государство не стимулирует рождаемость, а лишь меняет экономическими мерами условия, в которых принимается решение рожать или не рожать, откладывать появление ребенка или нет.
– Принципиально повлиять на рождаемость мы не можем, и максимум, на что приходится рассчитывать, – это подняться на европейский уровень, но это не идеал.
По мнению Елизарова, государство расходует на поддержку семьи и детские пособия очень мало денег. Так, если раньше детское пособие компенсировало 15% прожиточного минимума, то последние годы только 2–3%.
– Но никакие пособия не помогут до конца, – уверен эксперт. – Люди должны содержать ребенка на зарплату, в которой заложены затраты и на него, и на обеспечение всей семьи.
По словам Елизарова, чтобы произошли первые позитивные изменения в демографической ситуации, понадобится три – семь лет активных действий со стороны государства по всем направлениям – от пропаганды семейных ценностей до экономической стабильности. При этом государство должно обеспечить уровень социальных гарантий, а дальше пусть проявляют себя регионы и работодатели. Кстати, среди региональных инициатив есть весьма необычные: например, в Ульяновской области провели акцию "Роди патриота ко Дню России" – 12 сентября объявили выходным днем, чтобы ровно через девять месяцев, ко Дню России, родились малыши.
– Из трудоспособного населения края вымываются наиболее квалифицированные кадры, продолжается отток наиболее талантливой молодежи в российские мегаполисы. С точки зрения общенациональных приоритетов, интересов ничего страшного в этом, я считаю, нет. Страна не теряет этих людей.
Я должен согласиться с тем, что на другой территории в силу некоторых причин они получают возможность более эффективно работать. Во всем мире человек следует к месту труда, и к этому надо относиться без надрыва и излишней драматизации. Мы ничего плохого для страны не сделали, если воспитали достойного гражданина, который реализуется в другом регионе.
При подготовке материала использованы данные, оглашенные на международной конференции "Демографическая динамика в контексте социокультурных перемен", которая прошла в Белокурихе 31 октября – 1 ноября. Ее организатором стал Фонд социопрогностических исследований "Тренды" при содействии администрации Алтайского края. Участники – политики, ученые из Барнаула, Новосибирска, Москвы.
От миграции Алтай пострадал еще в 90-е, когда регион покинули около 200 тысяч этнических немцев. Миграционный отток усугубляет положение региона и сегодня: талантливые специалисты массово уезжают работать в мегаполисы. В результате не хватает квалифицированных кадров, хотя с точки зрения количества необходимая рабочая сила в регионе есть.
* К 2017 году численность нетрудоспособного населения превысит численность тех, кто работает, на 15–17 миллионов человек. При нынешнем способе производства людей будет не хватать.
* Демографический кризис не только в количестве, но и в качестве. Многие ученые всерьез говорят об общей деградации населения.