ноябрь 1, 2025
Что такое завод? Как выглядит производство? Как на нем пахнет? Какие здесь звуки? Каков вообще путь от конвейера до магазинной полки? На предприятиях Алтайского края уже давно укрепились во мнении: об этом не надо рассказывать, это надо показывать. Самый эффективный путь — экскурсия. В этом заводам помогает проект «Открытая промышленность». Он приоткрывает завесу тайны не только туристам, но и подрастающему поколению, чтобы ребята увидели сами: на производстве не страшно, а очень даже интересно. Вместе со школьниками и студентами мы побывали на «Ренессанс Косметик».
Экскурсия для школьников на предприятие «Ренессанс Косметик» в рамках проекта «Открытая промышленность».
Софья Комарова
Двери «Ренессанс Косметик» — уверенного гиганта химпрома с историей длиной в четверть века — распахнула для юных гостей Юлия Мелешина, начальник отдела контроля качества. Она опытный экскурсовод и знает о предприятии, кажется, больше, чем все.
И пришли в гости тоже не новички. Эти ребята — бригада проекта «Мастерская юных инженеров» — подростки 12–15 лет из разных школ. Их цель — посмотреть на заводы, вошедшие в проект «Открытая промышленность», познакомиться с производством и передать знания младшим детям. Поскольку малыши не могут посещать предприятия, эти ребята ездят на экскурсии вместо них, а потом возвращаются и на занятиях живо и понятно делятся впечатлениями с младшими, выступая в роли «переводчиков» сложного промышленного мира.
Если в прошлом году в повестке дня был всего один завод, АПЗ «Ротор», то в этом году их целых пять. Хотя маршрут экскурсии на «Ренессанс Косметик» особенный. Станки и конвейеры — потом. Сначала — результат. Первым делом юных гостей привели не в цех, а на склад. Мысль проста: так без лишних слов предстает перед глазами масштаб производства — высокие стеллажи; ряды коробок, упирающиеся в высокие потолки; погрузчики, снующие туда-сюда по складским улицам (именно так здесь называются ряды — слишком уж они велики).
Бригаде уже второй год, и у нее уже есть свой костяк, те, кто уже участвовал в прошлом году. Добавились и новые ребята, которые на заводах впервые. Не новички прищуриваются уже со знанием дела. Здесь, кстати, к экскурсии присоединились и заинтересованные в практике студенты. Восхищение габаритами первого пункта маршрута все они выражают самым верным для молодежи способом — начинают снимать на телефоны. Прислушиваются к словам экскурсовода не перебивая.
Цифра
10 тыс. кв. м составляет площадь склада «Ренессанс Косметик», в то время как общая площадь предприятия — 15 тыс. кв. м. Сегодня здесь создают порядка 700 наименований продукции.
Огромный склад позади, выходим в коридор и теперь останавливаемся в тихом, почти укромном месте. Правда, оно закрыто от прохожих стеклом. Это цех белой косметики — в нем изготавливают парфюмерно-косметическую продукцию и средства личной гигиены.
Здесь уже пошли вопросы: «А зачем стекло?», «А почему те станки стоят?» Задают их в основном, сопровождающие бригады учителя — видно, что дети хоть и слушают с интересом, еще стесняются спрашивать сами.
Юлия Мелешина, наш проводник, объясняет закрытость цеха: посторонним пылинкам сюда нельзя, нужна максимальная стерильность. И действительно, не все станки в работе постоянно: цех запускают только по заказу.
«С чистотой здесь строго. Работникам даже нельзя войти сюда в той одежде, в которой приехали. Они переодеваются заранее. И также переодеваются, если им нужно отлучиться хоть на минуту. И потом переодеваются, когда снова возвращаются. Поэтому гости могут смотреть только сквозь окно», — объясняет экскурсовод.
Следующая точка — цех агрессии. Несмотря на название, атмосфера тут вполне рабочая и очень даже дружелюбная. Агрессивны вещества бытовой химии. Бутылки от чистящих средств здесь одеваются в этикетки и крышки. Стройные ряды емкостей мчатся по линиям, в ловких руках очаровательных работниц приобретают боевой раскрас, отправляются в коробки и готовятся к отправке.
За браком, рассказывает Юлия Мелешина, следят строго. Если хоть с одной бутылочкой что-то будет не так — всю партию могут отправить на переделку.
Но к линиям нас не подпускают — высокоточные конвейеры, верные помощники рабочих, слабы перед электроникой, прямо как самолеты. Настолько чуткие, что могут прийти в небольшое смятение из-за телефона рядом. Ребятам приходится вытягивать шеи издалека. Но в итоге бутылочку в руки им, конечно, дали, чтобы рассмотрели поближе.
Дальше бригада вслед за ведущей отправляется в «розлив». Здесь видим и гигантские чаны, рядом с которым меркнет любой человеческий рост, и разноцветные жидкости, уже налитые в бутылочки разных форм и размеров.
Кстати, линии розлива когда-то были полностью ручными. Многое сейчас автоматизировали. Но труд человека важен до сих пор, например прикручивают крышки здесь все еще живые люди. Роботы справляются похуже.
Но робота еще попробуй обхитри. Оказывается, здесь нужна неимоверная ловкость пальцев — гостям дают даже попробовать и убедиться самим.
Линии в цехе прозвали по местам, откуда они приехали: Москва, Болгария, Тайвань. Последняя — гордость цеха.
«Это самая крупная линия. Смотрите: огромная и извилистая, как змея. Этот гигант у нас наиболее производительный — может выдавать до 47 тыс. единиц продукции в день», — рассказывает начальник отдела технического контроля.
Едва успеваем миновать тайваньского «змея», как приходится отойти к стене: мимо бодро проносится сотрудник на погрузчике, ловко заворачивая за угол. Мальчики в бригаде сразу оживились, расплываясь в улыбках: такая динамичность машин им по душе.
Захватывающее зрелище ждало в цехе пластмасс. Здесь на наших глазах обычные желтые заготовки, похожие на колбаски, превращаются в знакомые всем бутылки, а из небольших толстеньких трубочек-преформ рождаются разнообразные флаконы.
Наш проводник показал разницу: вот маленькая колбочка-преформа, а вот — готовый пузырек. Разница очевидна. И от вида того, как внутри огромной раскаленной машины выдуваются бутылки и потом — раз! — падают уже готовые в контейнер, у многих гостей вытягиваются лица. Здесь каждый без исключения подошел поближе — процесс действительно увлекательный.
Весь брак и обрезки после производства не выбрасывают — их отправляют в дробилку, чтобы затем пустить на вторсырье и сделать новые изделия.
В музее предприятия, наряду с газетными статьями, наградами в рамочках и большим макетом здания, выставлены как новейшие линейки, которые можно встретить на маркетплейсах, так и шампуни из самых первых партий (мыть ими голову уже нельзя, конечно, это просто память). На сам собой напрашивающийся вопрос, пригодны ли моющие средства 25-летней давности, Юлия Мелешина шутит, что пробовать не советует.
Самый наполненный эмоциями этап наступает в тот момент, когда бригада пересекает порог лаборатории. Здесь их ждет настоящий мастер-класс по приготовлению жидкого мыла. Его отдадут на память.
Варить тут ничего не приходится, все уже готово. Здесь дают почувствовать себя экспериментаторами, смешать любые цвета и отдушки (запахи). Ребята делятся на команды и вот тут, получив возможность что-то сделать своими руками, особенно оживляются. Шутят, сравнивают, у кого красивее, а у кого вкуснее пахнет.
Напоследок — фото на память. С бутыльками в руках и улыбками на лицах. Впереди у бригады «юных инженеров» сложная работа по анализу всего, что увидели и услышали. Но пока они просто наслаждаются процессом.
Этап знакомства с промышленностью в проекте «Мастерская юных инженеров» подошел к концу. Но на этом история не завершается — она переходит в новую, осмысленную фазу.
После серии экскурсий на ведущие предприятия края ребят из мобильной бригады ждет важная и творческая работа. Как отмечает куратор проекта Александра Акимова, сейчас подростки активно готовят презентации, в которых пропускают через призму своего восприятия все увиденное на заводах.
Им предстоит выступить перед самой требовательной аудиторией — родителями и младшими ребятами, чтобы вместе обсудить промышленность глазами нового поколения. Это произойдет на большом форуме, который станет точкой кристаллизации их опыта, где детские впечатления встретятся с родительским взглядом на будущее.
При этом родители не остаются в роли пассивных зрителей. Для них организовали свой маршрут по тем же предприятиям, чтобы они составили собственное современное представление о мире инженерных и рабочих профессий. Организаторы надеются, что это поможет им стать более осознанными союзниками своих детей в выборе карьеры.
Это часть более крупного проекта «Инженеры с детского сада», который отвечает на запрос ранней профориентации. Следующим шагом здесь станет создание собственной «Азбуки профессий». В отличие от существующих аналогов для подростков, эта азбука будет рассчитана на малышей и включит региональный компонент — рассказы о предприятиях Алтайского края и актуальных для них профессиях.
Параллельно развивается и более широкая стратегия. Как подчеркивает руководитель региональной команды федерального проекта «Открытая промышленность 4.0» Наталья Епихина, проект не стоит на месте. Уже подали заявку на подключение 10 новых предприятий, в том числе из Рубцовской зоны, что значительно расширит географию профориентационной работы.
Текущие планы впечатляют масштабом: уже в конце октября участники масштабного слета патриотической молодежи СФО и ДФО посетят площадки «Открытой промышленности».
Профориентационная работа в крае приобретает системность, о которой тут давно мечтали. Одна из самых ярких и перспективных идей — стирание границ между школой и заводом, когда специалисты предприятий будут вовлечены в образовательный процесс школьников. Конкретные инициативы уже формируются. Вместо разрозненных мероприятий выстраивается непрерывная цепочка: от игровых занятий для малышей и исследовательских экскурсий для подростков до практико-ориентированных уроков для старшеклассников.