ноябрь 24, 2008
На прошлой неделе журналисты "Вашего дела" проанализировали отчетность Главного управления Центрального банка России (ГУ ЦБ) по Алтайскому краю и нашли как положительные, так и отрицательные показатели работы банковского сектора по состоянию на 1 октября 2008 года. То есть в тот период, когда пресловутый финансовый кризис только начинал разгораться. С некоторыми из наших выводов мы знакомим читателей.
1. Количество операций по безналичной оплате (пластиковыми картами) в регионе выросло по сравнению с прошлым годом на 70%, а объем этих операций – на 174%. Здесь можно говорить о явном увеличении потребительской активности в 2008 году. Причем рост в докризисные месяцы зафиксирован существенный, так как статистика дана с учетом сентября и начала октября.
Вот как прокомментировал эти показатели финансовый аналитик компании "Альпари" (Москва) Егор Сусин: "В этом году вообще был зафиксирован приличный рост "пластиковых" услуг. Увеличивались и предложение, и спрос. Также в разы повысилась активность держателей карт иностранных банков на территории России. А по состоянию на III квартал стоит говорить уже о "распечатывании" населением своих накоплений на карточках".
2. Доля привлеченных средств самостоятельными кредитными организациями края выросла за год на 1,4%. Цифра эта хоть и незначительная, но в абсолютном показателе вполне заметная. Темп прироста, однако же, меньше, чем в прошлом году, на 8,7%. Но в этой цифре больше "поучаствовали" филиалы, чем самостоятельные банки края.
Как пояснила Мария Кальварская, начальник отдела анализа рынка акций инвестиционного банка "КИТ-Финанс", "в октябре кризис уже дошел до России, что стало причиной замедления темпов роста вкладов со стороны населения и компаний. Вывод средств и опасение девальвации рубля ограничили приток денег в банки". Иначе говоря, деньги забирались центрами из филиалов, а алтайские кредитные организации стоически держали первые удары кризиса.
3. Долгосрочные (от трех лет) депозиты юридических лиц на 91,2% содержатся в местных банках. Это говорит о высоком уровне доверия к ним, так как деньги кладутся на счета немалые и на долгий срок. Ставки по краткосрочным вкладам в банках зачастую не компенсируют инфляцию, что делает их менее привлекательными. В то же время риски на финансовых рынках по-прежнему сохраняются.
4. Всего по Алтайскому краю за девять месяцев прирост объемов счетов юридических лиц составил 10,1%. В августе был зафиксирован спад, как первая ласточка грядущих перемен. Но с начала года показатель говорил о хорошей динамике.
5. Доля просроченных задолженностей в общей сумме кредитных вложений банков края – 1,4%. Здесь необходимо сравнить эту цифру с общероссийскими показателями и показателями других регионов. Там они составляют от 1,5% до 4%.
По мнению Егора Сусина, "показатель в крае достаточно низкий в силу большей ответственности жителей не самых передовых регионов. Они более закалены невысоким уровнем жизни и легче переносят ухудшения.
6. По данным на октябрь, в крае не было зафиксировано ни одного убыточного местного банка. Филиалов же, оказавшихся в убытке, – девять, хотя рентабельность у прибыльных филиалов повыше.
1. Доля межбанковского кредита в структуре безналичных денег в Алтайском крае выросла в сентябре – октябре с 1,5–1,6 до 3,3%. В целом межбанковский кредит вырос за период с января по октябрь на 232%. В сентябре кризиса еще фактически не было, а банки уже стали гораздо активнее кредитоваться.
Как подтвердила Мария Кальварская, "рост объема межбанковских кредитов связан с ограниченным притоком средств из других источников на фоне недостатка ликвидности на мировых финансовых рынках и российском в том числе".
2. По валютным привлечениям ситуация кардинально обратная: из самостоятельных кредитных организаций валюта за год "ушла" на 7,6%, а филиалы, наоборот, приросли в ней на 50%. Здесь понятна зависимость филиалов от центра и от центральных тенденций, которые на сегодняшний день проявляются еще отчетливее. Имеется в виду доверительный крен от рубля к доллару. И местные банки по своим возможностям явно уступают в этой борьбе.
3. Емкость долларового рынка увеличилась за III квартал на 25%. Егор Сусин комментирует это так: "Конечно, достаточно учесть только рост курса доллара, и показатель становится обоснованным. Стоит отметить также, что по сравнению с I и II кварталами рынок в октябре находился в равновесии. Но если учесть последние изменения ситуации, то в годовых показателях можно спрогнозировать еще большее увеличение объема долларового рынка".
4. Темп роста просроченной задолженности по ссудам банков – 145,7%, а по процентам за ссуды – 2801%! Скачок пришелся на август–октябрь. Причем здесь одинаково участвовали как сектор реальной экономики, так и физические лица.
5. Объем предоставляемых местными банками ипотечных кредитов по сравнению с прошлым годом снизился на 22%. Просроченная же задолженность по ним выросла на 433%. Это подтверждает только одно: причины кризиса кроются в чрезмерной необеспеченности кредитной системы в мире и России. Но драматизировать ситуацию опять же не стоит. Это подтвердила Мария Кальварская: "Что касается физических лиц, то как раз сейчас развитие розничного кредитования дошло до того уровня, когда просроченная задолженность по ссудам становится более ощутимой. Таким образом, высокие темпы роста от низких базовых значений не означают краха института кредитования.
6. Средневзвешенная процентная ставка по долгосрочным кредитам частным лицам, выдаваемым банками края, выросла с 14,2 до 20,1%. Скачок внушительный. Но такая динамика скорее отражает рост ставок на рынке в целом на фоне ухудшения ситуации в финансовом секторе, а не конкретно в Алтайском крае.