ноябрь 8, 2025
Согласно исследованию Ozon, проведенному в преддверии распродаж, 8 из 10 россиян в этом сезоне отправятся за покупками именно на маркетплейсы. Наиболее активными участниками распродаж являются миллениалы (26–35 лет), при этом 61% опрошенных отмечают, что некоторые товары практически невозможно найти где-либо еще, кроме маркетплейса.
Скидки, распродажа.
СС0
Настоящими стратегами распродаж оказалась молодежь 18–25 лет. Они не просто ждут скидок, а ведут планомерную подготовку: откладывают деньги, составляют списки желаний и отслеживают выгодные предложения.
также выявило уникальную потребительскую модель жителей малых городов. Для них характерны меньший ажиотаж, сниженная частота импульсных покупок и в два раза более высокая доля тех, кто принципиально игнорирует скидки. Их шопинг-лист смещен в сторону товаров первой необходимости, а мотивом экономии является не отсутствие желания, а повышенная рациональность.
Ярким трендом является то, что 7 из 10 россиян учитывают российское происхождение товаров при выборе. Эта тенденция наиболее выражена среди представителей старшей возрастной группы 56+ лет (75%) и среди жителей малых городов с населением менее 50 тысяч человек (73%).
На региональном уровне чаще всего географию производства проверяют жители Северо-Запада (67%) и Юга России (68%).
Несмотря на ажиотаж, существует и значительная доля скепсиса.
Согласно статистике, три из четырёх россиян считают «Чёрную пятницу» обманом со стороны компаний и маркетплейса, и эта тенденция усиливается с каждым годом. Критики указывают, что распродажи строятся на психологической манипуляции, провоцируя покупки ненужных вещей, а списки покупок «изобилуют паленым и китайским мусором».
Распродажа 11.11, или «Всемирный день шопинга», зародилась в Китае как неформальный «День холостяков». В 2009 году гигант Alibaba Group превратил эту дату в грандиозную распродажу, которая за несколько лет стала крупнейшим событием в мировой розничной торговле.
В Россию этот формат пришёл во второй половине 2010-х годов, адаптировавшись под местные реалии. Если «Чёрная пятница» фокусируется на электронике, то 11.11 часто ориентирована на моду, красоту, товары для дома и детские товары, становясь финальным аккордом осеннего сезона распродаж.
Важно помнить, что товар, купленный на распродаже, можно вернуть или обменять, если в нём обнаружен брак. Заявления продавцов о том, что «товары по акции возврату не подлежат», являются незаконными. Скидка не отменяет прав потребителя, предусмотренных законом, включая замену товара, уценку, бесплатный ремонт или полный возврат денег.
Вот здесь мы видим две мощные тенденции: с одной стороны, это рост «стратегического» и «рационального» шопинга, поддержка отечественного производителя и осознанное потребление. С другой — усиление скепсиса и понимание маркетинговых уловок.
При этом маркетплейса остаются главной ареной для этого действа, инвестируя в его продвижение рекордные бюджеты, которые только в 2024 году составили 4 млрд рублей только у Ozon.
Ранее , почему магазины начали продавать новогодние товары в октябре.