ноябрь 11, 2025
СДВГ — не просто «синдром неусидчивости», а сложное расстройство нейроразвития, которое часто маскируется под другие состояния. Как распознать его, особенно у взрослых, и какие стратегии самопомощи могут облегчить жизнь людям, рассказала Анастасия Болюбаш, заведующая дневным стационаром оказания психиатрической помощи при расстройствах психотического спектра Краевой клинической психиатрической больницы имени Ю.К. Эрдмана.
Мужчина на приеме у психолога.
Шедеврум/Altapress.ru
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — термин, знакомый многим. Однако в последнее время специалисты все чаще склоняются к тому, чтобы рассматривать это явление не как синдром, а как расстройство, связанное с особенностями нейроразвития, говорит Анастасия Болюбаш.
СДВГ — врожденная особенность, при которой мозг человека функционирует необычным образом. Это расстройство выражается в виде невнимательности, гиперактивности или в сочетании этих двух факторов.
Гиперактивность проявляется в неусидчивости и непоседливости, а невнимательность — более сложный симптом, причину которого должен выяснить специалист.
Жизненные обстоятельства не всегда позволяют вовремя заметить СДВГ. Зачастую расстройство выявляют, когда ребенок идет в первый класс и сталкивается с необходимостью усидчивости и активного участия в учебном процессе. Именно в школьный период формируются условия, которые позволяют более точно определить наличие расстройства.
Но многие ошибочно полагают, что СДВГ — исключительно детское расстройство. Как правило, оно проявляется в детстве, но нередко остается недиагностированным, и его обнаруживают уже во взрослом возрасте и иногда совершенно случайно.
«Бывает такое, что человек приходит к специалисту с другой проблемой, а потом узнает, что это расстройство стало базой, на которой сформировались дополнительные проблемы», — говорит Анастасия Болюбаш.
Понять, что у человека есть СДВГ, можно по внешним признакам. Такие люди постоянно перебивают в разговоре и не дослушивают собеседника до конца. Их решения зачастую спонтанны и необдуманны. Они также часто берутся за новые проекты с энтузиазмом, но редко доводят их до конца и оставляют много незавершенных дел.
Анастасия Болюбаш отметила, что любой звук, шорох или мелькнувший предмет может отвлечь их внимание, что делает целенаправленную деятельность практически невыполнимой задачей. Постоянное переключение внимания отнимает много энергии и мешает сосредоточиться на поставленной цели, а возвращение к задаче — мучительно сложное.
Соблюдение сроков и временных рамок становится настоящим испытанием. Дедлайны на работе кажутся чем-то абстрактным, а планирование времени превращается в тяжкий труд.
Внутреннее беспокойство — еще один частый спутник СДВГ. Человеку трудно усидеть на месте, его ум постоянно занят, но при этом ему сложно сфокусироваться на чем-то конкретном. Постоянная отвлекаемость и неспособность сосредоточиться делают рутинные задачи невыносимыми, а следование инструкциям — непосильным бременем.
В основе коррекции – психотерапия
СДВГ у взрослых — не просто «синдром неусидчивости». Это комплексное состояние, которое часто прячется за симптомами других расстройств, вводя в заблуждение даже опытных специалистов.
Ошибочная постановка диагноза несет за собой неправильное лечение. Особую опасность представляет подобная ошибка в детском возрасте, в период активного развития, поскольку назначенные ребенку нейролептики тормозят этот процесс, лишая его возможности полноценно реализовать свой потенциал.
В основе коррекции СДВГ лежит психотерапия.
Помимо внешних проявлений, существуют способы выявления признаков СДВГ через онлайн-тесты. Родители, подозревающие у ребенка этот синдром, могут найти их в интернете. Анастасия Болюбаш признает, что в тестах есть погрешности, но им можно доверять. Важно помнить, что родительская интерпретация проявлений субъективна, поэтому в любом случае консультация со специалистом необходима.
Психологи создают множество пабликов для людей с СДВГ. В них можно найти методы саморегуляции, упражнения и лайфхаки, которые облегчат жизнь. Многим пациентам подобные ресурсы оказывают реальную помощь и способствуют улучшению их состояния.
«У меня есть пациенты, которым это правда помогает. Они изучают информацию, внедряют ее в свою жизнь и ситуация улучшается, — говорит психиатр. — Одна из них — девушка, постоянно забывающая все. Она хранит в нескольких сумках одинаковый набор предметов, чтобы при смене сумки все было под рукой».
Один из ключевых способов облегчения жизни с СДВГ, особенно для тех, у кого преимущественно страдает внимание, — дробление задач.
Вместо того чтобы ставить глобальные цели, такие как «изготовить предмет», Анастасия Болюбаш советует разбивать их на небольшие, конкретные шаги. Например, сначала подготовить инструменты, затем материалы и так далее. Такой подход помогает мозгу воспринимать задачу как более выполнимую, снижает отвлекаемость и повышает шансы на успешное достижение цели.
«Мой ребенок имеет такие же особенности. Я заметила, что ей легче учить уроки во время просмотров роликов в TikTok. И когда пытаешься организовать учебный процесс и запретить просмотр роликов, получается полный стопор, — говорит психиатр. — Даже если ребенок откроет учебник, прочитает задание, он не поймет, что там написано».
Причина кроется в особенностях работы мозга при СДВГ: избыток импульсов рассеивает внимание. Дополнительный раздражитель перетягивает часть этих импульсов на себя и позволяет сконцентрироваться на задании.
Однако повтор заученных объяснений часто бывает неэффективным. Важно найти хитрости и стимулы, которые заинтересуют ребенка. Но проблема в том, что они быстро теряют актуальность и необходимо постоянно находить новые решения.
В работе с пациентами с СДВГ очень важна их личная заинтересованность и мотивация к изменениям. Обычно психиатры направляют их к психологам, которые уже дают пациентам специальные психологические приемы и методики.
Но, несмотря на помощь специалистов, основной объем работы по адаптации и улучшению состояния все же лежит на самом пациенте. Психолог может лишь показать направление и поделиться советами, но настоящие изменения происходят только при активной работе человека над собой.