ноябрь 14, 2025
В канун 2026 года, символом которого по восточному календарю станет Красная Огненная Лошадь, эксперты стали замечать рост интереса к терминам из физики. В частности, почему мощность двигателя принято измерять в лошадиных силах. Татьяна Андрухова, преподаватель Алтайского госуниверситета, кандидат наук по физике, рассказала об истории происхождения лошадиных сил и сколько их в самой лошади.
Конноспортивные соревнования «Большие бега»
Федор Позников
Несмотря на повсеместное использование, лошадиная сила – внесистемная единица измерения. Это значит, что она не входит в официальную Международную систему единиц (СИ), где место мощности занял ватт.
Однако, как и популярная у диетологов калория, лошадиная сила стала наглядной единицей в своей области. Она отражает не силу, а количество работы, которое двигатель может выполнить за единицу времени, Татьяна Андрухова. На практике мощность в лошадиных силах вычисляют через крутящий момент и скорость вращения вала.
Корни этой единицы измерения уходят в XVIII век. Шотландский инженер Джеймс Уатт, усовершенствовавший паровую машину, искал способ наглядно продемонстрировать ее преимущества. В эпоху, когда основной тягловой силой была лошадь, он предложил сравнивать мощность нового изобретения с работой, которую может выполнить это животное.
Уатт провел расчеты, взяв за эталон не обычную, а очень сильную лошадь, и заявил, что его паровая машина способна заменить сразу трех-четырех таких животных. Это обосновало экономическую выгоду изобретения, ведь двигатель не требовал корма, отдыха и в каком-то смысле лечения.
В разных странах и отраслях промышленности появились собственные стандарты. В США и Великобритании до сих пор используют механическую лошадиную силу, непривычную нам.
Существуют также электрическая и котловая лошадиные силы, используемые в энергетике. Отдельного внимания, сказала кандидат физико-математических наук, заслуживает налоговая лошадиная сила – особая расчетная единица, которая во многих странах используется для исчисления транспортного налога и часто не совпадает с реальной мощностью двигателя.
Самый ироничный вопрос заключается в том, насколько справедливо это сравнение. Оказывается, расчеты Уатта были несколько завышены. По современным представлениям, одна реальная лошадь в устойчивом режиме работы развивает мощность примерно как одна ее именная единица. В кратковременном рывке животное может выдать до 15 «сил», сообщила эксперт.
Автомобиль с двигателем в 150 лошадиных сил в реальности тянет как упряжка из 15 мощных лошадей. А мощный седан с 600 лошадиными силами потребовал бы для замены 60 скакунов.