ноябрь 26, 2008
На минувшей неделе первые лица страны официально признали наличие теперь уже не финансового, а экономического кризиса в России. Для его решения правительство пошло на внушительные меры: объявило о снижении налогов для бизнеса и пустило в ход заначки резервного фонда.
Помогут ли предприятиям края антикризисные меры правительства?
Анна Зайкова
Так государство надеется защитить российский бизнес от последствий кризиса. Однако сами предприниматели сомневаются, что именно такие меры в нынешней ситуации нужны бизнесу.
Премьер-министр Владимир Путин на Х съезде партии "Единая Россия" предложил сразу несколько мер. Наиболее радикальная – снижение налога на прибыль с 24 до 20% за счет его федеральной части уже с 2009 года.
Изменится налогооблагаемая база. В связи с ожидаемой низкой прибылью предприятий в четвертом квартале Владимир Путин предложил выплачивать налог на прибыль на основе фактической прибыли, полученной с начала года. Отсрочка позволит не платить лишнего, но, говорят, это разовая мера.
Сократится амортизационная премия, то есть часть первоначальной стоимости основных средств, которую можно отнести на расходы, – с 2009 года она будет не 10%, а 30%.
С предложениями премьера согласился даже давний противник налоговых послаблений министр финансов Алексей Кудрин. Но свои позиции он отстоял – давно лоббируемого промышленниками снижения НДС с 18 до 12% так и не произошло. Уже в пятницу Дума приняла необходимые поправки в Налоговый кодекс в третьем чтении.
Премьер Путин упомянул о возможности еще нескольких послаблений. Так, малому бизнесу обещаны новые льготы по упрощенной схеме налогообложения: ставка может быть снижена с 15 до 5%. Но этот пункт оставили на усмотрение регионов. Так же как и возможность урезания части налога на прибыль, идущей в местный бюджет, а это еще 4% от налога. Решение для властей Алтайского края должно быть трудным – бюджет и так планируется дефицитным (подробнее читайте на стр. 2).
Что дадут эти меры? По подсчетам того же Кудрина, суммарно предприятия смогут сэкономить до 400 млрд. рублей. Но расчеты велись по докризисной норме прибыли – сколько составит неизбежное снижение прибыли бизнес-сектора по итогам последнего квартала года, пока неизвестно.
"Если у меня будет нулевая выручка, то мне все равно, сколько с нее платить налог", – грустно пошутил по этому поводу известный алтайский предприниматель, попросивший не называть его имени.
– Предприниматели, с которыми я общался после выступления премьера, сетуют, что по малому бизнесу предложения прозвучали не очень конкретно, – подтверждает Геннадий Шейда, замруководителя исполкома Алтайского союза предпринимателей. – По ряду важных моментов решение остается за местными властями.
Не услышали алтайские предприниматели и рецептов решения главной на сегодня для них проблемы – практически полного отсутствия кредитных ресурсов. Точнее, рецепт есть – правительство и ЦБ выделили 1,23 триллиона рублей для поддержки банковского сектора с целью стимулирования кредитования реального сектора экономики. Но запах денег реальный сектор пока не почувствовал – ставки по кредитам не снижаются, перекредитоваться по-прежнему довольно сложно.
Если же говорить о налогах, то руководителей предприятий сегодня гораздо больше беспокоит вопрос повышения единого социального налога, грядущего в 2010 году. Предполагается, что больше не будет регрессивной шкалы, и работодателям придется платить в Пенсионный фонд 26% от всех зарплат до суммы 415 000 руб. в год плюс 5% на медицинское страхование (это увеличит налоговую нагрузку на 1,7–1,8 ВВП, или 900 млрд. рублей). Уже сейчас предприниматели признаются, что если налог начнет действовать, то придется либо платить зарплату в черную, либо вовсе сворачивать бизнес.
Вся надежда на апрель будущего года – именно в этом месяце первый вице-премьер Игорь Шувалов обещал рассмотреть спасительные меры для бизнеса, в том числе и отмену ЕСН. Только никто не гарантирует, что на этот раз это будут именно те меры, которых ждет бизнес. Тут уж как решит вертикаль.
Какие еще меры предложил Путин?
– Кредитовать отечественные предприятия из внутренних ресурсов (по замыслу премьера, коммерческие банки должны выкупать облигации крупнейших отечественных компаний);
– ввести инфраструктурные облигации, гарантировать которые будет государство;
– размещать заказы только у отечественных производителей;
– удвоить налоговый вычет при покупке жилья;
– увеличить пособие по безработице;
– выкупить часть "замороженных" квартир у застройщиков.
5 трлн. руб. – общая стоимость антикризисных мер, принятых российскими властями.
– Налоговый режим для малого бизнеса не такой уж и плохой. Людей в городах и районах края гораздо больше волнует то, что по-прежнему не работают механизмы защиты предпринимателей от действий правоохранительных структур. По-прежнему действия контролирующих структур слабо ограничены и условия для работы предпринимателей созданы явно осложненные.
– Льготы дадут эффект для предприятий. В связи с кризисом прибыль снизится, теперь благодаря льготе большая ее часть останется в распоряжении предприятий. И тогда у бизнесменов останутся возможности для инвестирования в собственное предприятие.
Но не надо забывать, что если мы будем сокращать налоги, то уменьшатся поступления в бюджет, соответственно, сократятся социальные программы. Поэтому здесь надо соблюдать баланс.
Но, признаюсь, сейчас предпринимателей волнует проблема не столько налогов, сколько кредитов. В последние месяцы стало очень сложно получить кредит. А малому бизнесу очень важно вовремя перекредитоваться, получить деньги. Хотелось бы, чтобы банки делали более приемлемые условия. Сейчас предлагают кредитоваться уже под 24% процента годовых. Платить 2% в месяц за кредит – это неподъемно для малого бизнеса. Чем ниже будут кредитные ставки, тем лучше для сферы малого бизнеса.
– Государство вваливает огромные деньги в антикризисную программу, но отдача, на мой взгляд, будет небольшая. Да, декларации властей хорошие, но последуют ли такие же действия?
Когда вводят новые льготы, лечат побочные явления, но не саму болезнь. Например, вместо многочисленных льгот пожилым людям лучше бы увеличили пенсию.
Так же и с бизнесом. Сейчас предпринимателей сильнее волнуют долги, которые придется платить независимо от величины налогов.
Надо контролировать деньги, которые выделяются для бизнеса, и следить за уровнем банковских ставок. И не надо тогда никаких налоговых каникул. Для бизнесмена важно, чтобы его бизнес оставался в таком же ритме, в котором жил, чтобы сохранился прежний уровень издержек.
Сегодня государство может сделать три вещи для предпринимателей. Первое – это обеспечить финансовую поддержку, чтобы была возможность получить кредит по реальной ставке. Когда ставка так быстро поднимается на 10% – это ненормально.
Второе – уменьшить бесконечные проверки. Третье – продолжить борьбу с коррупцией.
– Налоговые снижения – мера позитивная. Безусловно, она простимулирует развитие производства. Но достаточно ли этого? Пока сложно ответить.
Вместо всех этих налоговых льгот идеальная помощь государства была бы, если бы встал какой-нибудь чиновник и сказал бы: "Уважаемые предприниматели, в ближайшие два года на ваших предприятиях не будет ни одной проверки. Ни пожарные вас не тронут, ни милиционеры, ни Роспотребнадзор".
Вот тогда бы было замечательно. Это освободило бы процентов 40 рабочего времени предпринимателя для того, чтобы заниматься самим бизнесом, а не его защитой. За налоговую поблажку спасибо! Но проверки забирают у меня гораздо больше. Штраф в лучшем случае составляет 30 тысяч. Представляете, что это значит для предприятия, у которого товарооборот 100–200 тысяч рублей? А ведь всех гребут под одну гребенку – и малых, и средних.