ноябрь 20, 2025
Промышленники, депутаты и представители властей собрались на площадке АПЗ «Ротор» 13 ноября и назвали ведущие тренды в отрасли, которая формирует 28% объема промышленного производства Алтайского края — машиностроении. Что планируют власти и какие чаяния у отраслевиков — в материале.
Промышленность. Производство. Металлообработка. Завод.
Софья Комарова / altapress.ru
Алтайский приборостроительный завод «Ротор» в один день стал площадкой сразу двух стратегических встреч: заседания комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму, а также заседания алтайского реготделения Союза машиностроителей России. Об этом сообщают и .
На первой встрече заместитель министра промышленности и энергетики Алтайского края Илья Финенко назвал числовые показатели.
В первую очередь он упомянул о состоянии реального сектора. Так, индекс промышленного производства (ИПП), который показывает динамику в натуральном выражении. За январь-сентябрь 2025 года ИПП по региону составил 97% (Россия — 100,7%, СФО — 97,6%).
Налицо небольшое замедление темпов. Но это ситуация, которую мы можем наблюдать во всей стране.
Основными причинами снижения в региональном минпромэнерго называют плановое охлаждение экономики, текущие курсы валют, высокую базу прошлых лет (за последние два года промышленность края выросла на 15,7%, когда как промышленность Сибири — всего на 3,1%), а также внутриотраслевые факторы.
В денежном выражении статистика, наоборот, показала рост — за 9 месяцев текущего года предприятия выпустили продукции на 625 млрд рублей. Это на 6,5% больше, чем за этот же период 2024 года.
«Значительный вклад в эти показатели вносит работа предприятий машиностроения. В структуре объемов промышленного производства Алтайского края машиностроение с 28 процентами занимает второе место после пищевой промышленности (38%), — подчеркнул Илья Финенко. — Вклад машиностроительной отрасли региона за последние три года увеличился на 9 процентных пунктов, что говорит об ускоренном развитии этой отрасли относительно других».
Разрез по подотраслям:
1. Производство прочих транспортных средств и оборудования — 49 млрд рублей. ИПП составил 75,8%, выпущено 7 833 вагона. В отрасли 6 тыс. человек.
2. Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (выпуск котельного оборудования и оборонной продукции) — 48 млрд. рублей. ИПП равен 116,2%. В отрасли 14 тыс. человек.
3. Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (у нас это предприятия сельскохозмашиностроения, станкостроения, запорной арматуры) — на 23 млрд рублей. ИПП достиг 95,3%. В отрасли трудится 6 тыс. человек.
4. Производство металлургическое (комплектующие для техники) — 14 млрд рублей. ИПП составил 94%. В отрасли около 4 тыс. человек.
5. Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — 9,5 млрд рублей. ИПП — 105,7%. В отрасли трудится почти 5 тыс. человек.
6. Производство электрического оборудования — 7,3 млрд рублей. ИПП составил 95,1%. В подотрасли трудится 1,8 тыс. человек.
7. Производство компьютеров, электронных и оптических изделий — 4,4 млрд рублей. ИПП достиг 112,9%. В отрасли трудится 1,2 тыс. человек.
Заместитель председателя правления Алтайского завода прецизионных изделий Анна Осинцева отметила, что многие предприятия отрасли столкнулись с несколькими вызовами: высокой ставкой по кредитам, резким снижением спроса на продукцию, закрытием привычных рынков сбыта и закупки оборудования, дефицитом квалифицированных кадров.
В числе прочего она предложила пересмотреть программы господдержки.
«Многие из них принимались десять-пятнадцать лет назад, как меры ответа на прошлые кризисы, с тех пор условия жизни изменились, а бюджеты и лимиты программ — практически нет. Если мы хотим, чтобы предприятия росли и пополняли бюджеты региона и страны, нужно в них вложиться», — считает Анна Осинцева.
Исполнительный директор Союза промышленников Алтайского края Виктор Мещеряков выдвинул еще одно интересное предложение для Госдумы — освободить от налогообложения средства, которые предприятия выделяют сотрудникам по рождению детей.
Также он коснулся проблем задержек оплаты по контрактам, которую заказчики могут задерживать на год и более:
«У предприятий не остается свободных средств. Поэтому необходимо ввести симметричную ответственность как для подрядчиков, так и для заказчиков», — предложил Виктор Мещеряков.
Все озвученные на заседании предложения по корректировке мер господдержки в машиностроении войдут в итоговую резолюцию, которую парламентарии АКЗС направят в правительство региона и Госдуму РФ.
На второй встрече руководитель Алтайского реготделения СоюзМаша, гендиректор завода «Ротор» Максим Коновалов подробно рассказал об итогах работы за девять месяцев текущего года.
Особое внимание объединение уделяет популяризации реального сектора и привлечению молодежи. Напомним, именно «Ротору» здесь есть чем похвастаться — почитать об этом .
Например, популярностью пользуются спортивные состязания. В феврале прошла II Спартакиада среди работников и трудовых коллективов предприятий Алтайского реготделения Союза машиностроителей России.
«В марте был проведен региональный этап Всероссийского конкурса "Профессионалы". Организация и проведение тренировочных и конкурсных работ по компетенциям "Токарные работы на станках с ЧПУ", "Фрезерные работы на станках с ЧПУ" прошли на АПЗ «Ротор», по компетенции "Бережливое производство" — на АЗПИ», — напомнил Максим Коновалов.
Он добавил, что в апреле и октябре каждого года проводится Всероссийская акция «Неделя без турникетов». В 2025 году по приглашению аппарата СоюзМаша России в ней участвовали «Ротор», АЗПИ, БСЗ, филиал «Курганмашзавод-Рубцовск», Алтайский шинный комбинат, «Алтранс», «Барнаултрансмаш», БПО «Сибприбормаш» и другие крупные промышленные предприятия Алтайского края.