ноябрь 27, 2008
Предприниматели не довольны уровнем потребительского кредитования.
Михаил Хаустов
– Андрей Геннадьевич, у "СтартМастера" идет широкомасштабная рекламная кампания с серьезным медиавесом. Вместе с тем многие рекламодатели сейчас стремительно минимизируют свои бюджеты на продвижение. Как можно объяснить вашу рекламную политику?
– Ощущение масштабности складывается в силу грамотно разработанной кампании. А на самом деле в сложившейся ситуации мы усиленно оптимизируем затраты. В том числе и на рекламу. А глобальным пересмотром рекламной стратегии мы будем заниматься, я думаю, после Нового года.
– "Оптимизируем затраты"… И в то же время у вас только что открылся очередной магазин.
– За последний месяц мы открыли два новых магазина. Всего. Так что можно сказать, мы снизили темп развития.
– Во многих сферах отмечены тенденции к сокращению персонала, в ряде предприятий сотрудники выборочно отправляются в неоплачиваемый отпуск. С учетом масштабов компании и темпов развития что можно сказать о вашей кадровой политике в текущих условиях?
– Мы провели точечные сокращения в офисе, перераспределили функционал между сотрудниками, а сокращений среди торгового персонала нет и не планируется. Считаю, что дальше нам сокращаться некуда.
– Как отразились на уровне продаж банковские корректировки потребительского кредитования?
– На текущий момент продажи не соответствуют нашим ожиданиям, и это, конечно, связано с внешними факторами: отказами банков в потребительских кредитах, общей нестабильностью, задержками с выплатами заработной платы на предприятиях, сокращениями. Тем не менее сейчас работает эффект предновогоднего ажиотажа. Мы очень основательно подготовились к этому сезонному росту продаж – у нас очень хороший товарный запас.
– Можете спрогнозировать ситуацию после предпраздничного ажиотажа? Что произойдет на рынке в I-м квартале следующего года?
– Прогнозы – дело неблагодарное. Все глобальные изменения начнутся после Нового года. И сейчас очень удачное время для оптимизации всех бизнес-процессов. В результате выживут сильнейшие, то есть самые эффективные.
– Андрей Геннадьевич, вы заняли кресло главы Сибирского дивизиона группы компаний в сентябре, на заре кризиса. Не пожалели, что покинули "насиженное" место в "Спортмастере" в столь сложное время?
– Решение о смене работы принималось очень взвешенно. Мне нравится работать в компании "СтартМастер". А что касается времени… Я считаю, что для менеджера самое интересное – это работа в условиях ограниченности всех ресурсов. Именно тогда возникают нестандартные решения.
– В какой мере финансовый кризис коснулся работы вашей компании? Ожидаете ли вы пика кризиса? Когда?
– Сегодня идут продажи туров на Новый год. Они начались еще в сентябре, продолжаются полным ходом и сейчас. А вот число туров, которые в прошлые годы люди в это время бронировали на февраль-март, снижается. Народ, видимо, желает разобраться, что же будет дальше. Хотя те клиенты, которые уже определились с конкретными отелями в ОАЭ, на острове Бали, в Доминиканской Республике, бронируют уже поездки на март. Таким образом, сильного спада мы еще не почувствовали: все-таки Новый год – очень востребованный период, народ едет праздновать его в любом случае. Практически все новогодние рейсы, особенно во Вьетнам, на Бали и Хайнань, закрыты.
Думаю, что будет небольшой спад во второй половине января и феврале. Но уже в марте клиенты обычно начинают покупать путевки в Турцию, так как отели в этот период делают на летние туры 40%-ные скидки. Поэтому я считаю, что в марте продажи начнутся, несмотря на кризис. Возможно, произойдет лишь одно изменение: будет больше бронироваться номеров не VIP-класса, а, например, крепких "четырех звезд".
– Насколько ваша компания зависима от кредитных средств? Отразилась ли на вас политика банков по ужесточению условий выдачи кредитов?
– От кредитных средств мы не зависели, так как работали на сегмент рынка "средний класс и выше". Среди наших клиентов мало кто брал кредиты именно на отдых, в основном платили сразу. Банк, с которым наша компания сотрудничала, повысил процентную ставку по кредитам на отдых с 24 до 31%.
– Предполагаете ли вы проводить сокращения персонала?
– Нет, в данный момент работы хватает всем.
– Произойдет ли перераспределение туристических потоков с внешних на внутренние рынки? Сократится ли выездной туризм?
– Перераспределения турпотока, на мой взгляд, не произойдет. Все уже знают, что отдыхать на море в Сочи или Анапе намного дороже, чем в Турции. Тем более на наш город обратили внимание крупные российские туроператоры. Летом в Турцию из Барнаула будут летать чартеры таких операторов, как "Пегас-туристик", "Коралл", зайдет в край и новая компания "Капитал-тур". Поэтому цены будут вполне приемлемы для клиентов. Если выездной туризм и сократится, то незначительно, потому что российский клиент уже привык отдыхать за границей, с определенным сервисом. Возможно, произойдет перераспределение в пользу более экономичных гостиниц и стран.
– Как изменятся цены на турпредложения?
– Полагаю, они станут ниже. Стоимость топлива в ближайшее время упадет, и летние программы будут верстаться туркомпаниями с учетом уже более дешевого. Поскольку кризис коснулся не только России, но и всего мира, хотельеры снизят цены на проживание в отелях – для привлечения большего числа туристов. Я думаю, что путевки по цене будут доступны для разных категорий клиентов.
– Дмитрий Михайлович, отразился ли мировой финансовый кризис на предпринимателях Заринска?
– Если честно, то я пока не склонен драматизировать ситуацию. Не секрет, что кризисные явления все понимают по-разному. Артист одной известной юмористической программы недавно сказал, что кризис – это когда Абрамович начнет сам тренировать "Челси" или когда хлеб будут отпускать по талонам, а пробки на улицах выстроятся из велосипедов. Вот это кризис! А у нас в настоящее время возникают небольшие трудности. Кредитные деньги стали дороже – повысились процентные ставки. Льготные кредиты для предпринимателей под 12%, которые давались по соглашению администрации города с отделениями Алтайсбербанка, отменили. Поставщики теперь требуют оплату по факту завоза товара или заблаговременно – постоплатная система взаиморасчетов больше не работает. Подорожали продукты питания нескольких категорий. Стали дороже некоторые энергоносители. То есть просматривается тенденция роста затрат. И единственное изменение обычного режима работы предприятий – вынужденное сокращение некоторых статей расходов – неплановых, нецелевых, чтобы сэкономить средства.
Кроме этого, у "Алтай-кокса" появились сложности со сбытом продукции, из-за чего время производства кокса и, соответственно, работы коксовых батарей увеличено. А в целом город живет, люди приходят в магазины за покупками. Число рабочих мест никто не сокращает.
– Аналитики утверждают, что в настоящий момент мы еще не достигли "дна кризиса" и его самые тяжелые последствия будут ощутимы в следующем году.
– Я тоже склонен думать, что кризис до нас пока не дошел. До нас сейчас только "брызги от шампанского долетают", как выразился один из представителей банковской сферы.
– И как долго, по-вашему, продлится кризис?
– Я думаю, в один год не уложимся. Процесс стабилизации всегда отличался тем, что происходил долго.
– Каких последствий кризиса вы ожидаете?
– Последствие должно быть одно – налаживание эффективных механизмов деятельности институтов государственного регулирования. Жизнь сейчас заставляет власть работать. Кризис и случился отчасти оттого, что представители госаппарата в течение нескольких лет "гоняли воздух по карманам". У нас ведь все чужое, не свое. Квартиры мы покупали в кредит, машины – тоже в кредит. А наши банки, у которых мы брали кредит, пользовались кредитами иностранных банков. Мы ведь в реальности не заработали деньги на блага, которые приобретались с привлечением заемных средств. А кто заработал, тот давно себе уже купил и квартиру, и машину. Сейчас как раз и наблюдается падение искусственно созданного спроса, которое происходит из-за повышения процентных ставок по кредитам.
– А каким образом кризис скажется на малых предприятиях города?
– Я как раз не считаю, что малые предприятия существенно пострадают. Потому что они в основном строят бизнес на свои средства. А кредиты привлекают редко и в небольшом объеме.
– Разрабатывает ли малый бизнес Заринска какие-либо "антикризисные программы"?
– Нет, это абсолютно не нужно. Необходимости такой пока не возникало. Ведь развитие кризиса от нас не зависит.
– Стоит ли бояться кризиса?
– Я думаю, нет.