ноябрь 27, 2008
Тончайшее орудие хирурга – скальпели с алмазным лезвием – во всем мире выпускают всего несколько компаний. В России только одна – барнаульский "Кристалин". Микрохирургические скальпели, сделанные на Алтае силами нескольких мастеров, разлетаются по всем континентам и ценятся у врачей на вес золота.
Производство алмазных скальпелей – ручная работа мастеров "Кристалина".
Анна Зайкова
Первые образцы скальпелей в Барнауле сделали еще в 1986 году на одном из производственных участков завода "Кристалл". Идея возникла после того, как Александр Жильцов, один из разработчиков технологии изготовления алмазного лезвия и нынешний директор "Кристалина", познакомился в Екатеринбурге с производителями медицинского инструмента и загорелся новой идеей.
В то время подобные скальпели делали в Москве в клинике Святослава Федорова*, попытки их производить предпринимали в украинской Виннице, где был точно такой же, как в Барнауле, завод "Кристалл", и в Смоленске. Однако потихоньку все конкуренты сошли с дистанции: "федоровские" скальпели, несмотря на то что при их производстве использовалось сырье лучшего качества, тем не менее уступали барнаульским.
– Может быть, потому, что они были в Москве, у них уже было имя, а мы здесь старались, как могли. Когда Святослава Федорова не стало, мы остались единственными производителями таких скальпелей в России.
"Кристалин" делает скальпели только из настоящих, природных алмазов. Несколько раз в год Александр Жильцов, директор предприятия, сам ездит в Якутск отбирать нужное сырье. Для производства "Кристалина" годятся только пластины алмазов определенной формы и размеров. Доверить процедуру закупки посторонним нельзя: если пришлют алмазы с трещинами, использовать их в столь тонком производстве будет невозможно.
– Алмаз очень прочный, он не затупляется при операциях, легко дезинфицируется. Однако он довольно хрупкий и требует крайне аккуратного обращения. Был случай: медсестра после операции поболтала инструмент в стакане, лезвие задело о стенку, и получился скол, – рассказывает Лидия Касьянова. – При аккуратном же обращении одним скальпелем можно произвести до 1000 операций.
Штат "Кристалина" включая административный персонал – 15 человек. За год предприятию удается сделать около 1500 инструментов!
– Конечно, за эти годы наши лезвия сильно изменились, раньше мы делали всего две-три формы, сейчас намного больше.
Микрохирургические скальпели нужны в первую очередь офтальмологам и врачам-косметологам. Швы, которые остаются после их использования, – маленькие и быстро заживают. По чертежам и эскизам медиков мастера "Кристалина" могут изготовить практически любой нож. Есть у предприятия и свой эксклюзив: скальпели полукруглой формы, например, во всем мире делает только барнаульское предприятие!
– Покупает у нас их вся Россия, а также Литва, Украина, Эстония, Белоруссия… Естественно, крупные алтайские больницы. Довольно много поставляем в Америку, Индию, Польшу, Швейцарию – через московскую торговую компанию, – обрисовывает географию продаж Лидия Касьянова.
Кстати, скальпели, на которых при эксплуатации появились сколы, на "Кристалине" могут реставрировать. Когда коробочки с медицинским инструментом вновь возвращаются в Барнаул, на предприятии с любопытством изучают обратные адреса: выясняется, что уникальные барнаульские скальпели служат врачам и в Венесуэле, и в Южной Корее, и в Турции.
* Святослав Федоров – известный врач-офтальмолог, первый директор Института микрохирургии глаза (Москва).
– К сожалению, наши огранщики не имеют права на льготное пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд "дает" вредность при обработке алмазов в бриллианты, – у нас станки одни и те же, оснастка, технологии точно такие же, но одно слово – лезвие как конечный продукт, и уже льгота не положена.
– Скальпели с алмазным лезвием, сделанные барнаульским "Кристалином", мы применяем, качество у них очень хорошее. Если говорить с медицинской точки зрения, то алмазный скальпель хорошо режет ткани, они не сминаются, быстро идет заживление.
Микрохирургические скальпели с алмазным лезвием барнаульского предприятия "Кристалин" были представлены на международном форуме "Глобал Коннект" в Штутгарте (Германия) в ноябре этого года.
От 6 000 до 25 тысяч рублей стоит на российском рынке один микрохирургический скальпель с алмазным лезвием.
Первым делом пластины алмазов размечают и раскалывают при помощи лазера. Затем заготовки сортируют и отдают на огранку.
Задача огранщика – задать материалу нужную форму. Делается это на ограночном станке, никакой особой автоматики на "Кристалине" нет. "Чисто человеческий труд, – констатирует Лидия Касьянова. – Мастер постоянно контролирует свою работу через лупу и замеряет на индикаторе размер".
В день один огранщик может сделать три-четыре скальпеля.
После огранки скальпели передают на заточку. Здесь на стальных малоуглеродистых дисках в атмосфере аргона идет термохимическая заточка.
Драгоценные "отходы", которые пригодны для изготовления бриллиантов, отдают огранщикам, и они делают камни для ювелирных украшений.
Алмазное лезвие
Ширина скальпелей – от 0,8 мм до 3,6 мм. Толщина лезвия – от 0,15 до 0,23 мм. Чем меньше толщина, тем меньше повреждений при операции. Острота лезвия: от 250 до 600 ангстрем. Качество скальпелей на "Кристалине" контролируют при 350-кратном увеличении: следят, чтобы не было сколов. Проверяли скальпели и в Новосибирске при стотысячекратном увеличении – оно тоже показало безупречный результат.
В готовом виде скальпели весят в среднем от 0,01 до 0,06 карата. Для справки: один карат (0,2 грамма) стоит 220 долларов.
Ручка
Изготовлена из титана – легкого, прочного материала, который с успехом применяется в авиационной промышленности. Ручки для скальпелей "Кристалина" делают на бывшем военном заводе в Екатеринбурге.
Клей
Крепление к ручке идет чистым оловом или специальным клеем, который предприятие получает из Америки.