ноябрь 24, 2025
Заторы на Павловском тракте, строительство новых дорог, рекорды сельского хозяйства и "школьный" вопрос — всего более 5 тыс. обращений поступило на прямую линию губернатора Алтайского края Виктора Томенко. За два часа глава региона разобрал 30 вопросов по 19 темам. Самые интересные ответы публикует altapress.ru.
Прямая линия губернатора Виктора Томенко. 2025 год.
Телеграм-канал Виктора Томенко
Первый большой блок вопросов коснулся поддержки участников СВО в Алтайском крае. Виктор Томенко сообщил, что с начала специальной военной операции край направил на поддержку военных и членов их семей более 16 млрд рублей.
В дальнейшем финансирование будет увеличиваться, поскольку, по словам губернатора, участников СВО из края становится больше. Виктор Томенко отметил, что сейчас в Алтайском крае действует более 30 региональных и порядка 35 федеральных мер поддержки. Помимо выплат и компенсаций, участникам СВО предоставляют бесплатные земельные участки, подключение домов к газу, бесплатное питание для детей и освобождение от платы за детские сады, а также психологическую и юридическую помощь.
«Дай бог, когда все начнут возвращаться и вернутся — это будет много людей, десятки тысяч, — сообщил Виктор Томенко. — И нужно будет позаботиться об их трудоустройстве, восстановлении на работе. Я уверен, многим будет нужна социальная адаптация, психологическая помощь. Обязательно будем эти вещи поддерживать».
Традиционно жители Алтайского края обратили внимание на качество дорог. Жалобы на ямы, выбоины и отсутствие асфальтированного покрытия поступили из Троицкого, Мамонтовского, Косихинского районов и других муниципалитетов.
Губернатор напомнил, что дорожная сеть Алтайского края – одна из самых больших в России. Ежегодно в регионе ремонтируют порядка 700-800 км дорог, а в 2025 году привели в порядок 900 км — это рекордный показатель. На сегодняшний день 53% краевых и межмуниципальных дорог — в нормативном состоянии.
Виктор Томенко добавил, что финансовые возможности в этом году заметно подросли. Дорожный фонд края увеличился до 29 млрд рублей — это в полтора раза больше, чем в прошлом году.
При этом глава региона отметил, что предстоит еще немало работы по восстановлению дорог муниципального значения, которых насчитывается 36 тысяч — 20 тыс. из них подлежат ремонту.
Губернатор напомнил, что край выделяет районам порядка 2,5-3 млрд субсидий содержание дорог, поскольку дорожные фонды муниципалитетов рассчитаны лишь на мелкий ремонт.
«Я прошу жителей края с пониманием отнестись: мы не можем выбрать одну дорогу и вложиться в нее, потому что тогда ситуация будет упущена на других участках, которые тоже требуют внимания, — сообщил Виктор Томенко. — В первую очередь мы стараемся брать в работу те участки, где большой трафик, и оперативно приводим их в порядок. По названным районам планы уже есть — дорожный фонд сформирован. Всего план рассчитан план до 2030 года».
Отдельный вопрос коснулся затрудненного движения в Барнауле. На прямой линии с губернатором жительница города спросила о том, как будут решать проблему пробок в новых жилых районах возле аэропорта. Сейчас движение там затруднено: по улице Просторной многокилометровые пробки, а ведь планируется строительство еще 70 новых многоэтажек.
Губернатор ответил, что есть планы по развитию дорожной инфраструктуры в новых районах Барнаула, в том числе — строительство дороги, соединяющей Павловский тракт и проспект Космонавтов. Он связался с мэром города Вячеславом Франком, который пообещал в ближайшее время опубликовать подробности развития дорожной сети в кварталах на Павловском тракте.
В тройке лидеров оказался вопрос общественного и межмуниципального транспорта. Наибольшее число обращений поступило из Барнаула. Горожане пожаловались на то, что общественный транспорт с трудом добирается до новых районов — уехать в центр можно только в час-пик. Сами автобусы маленькие и работают без валидаторов — водители просят перевести оплату напрямую на карту.
За уточнением глава региона вновь обратился к Вячеславу Франку. Тот пояснил, что город принял новую версию генерального плана, которая предусматривает развитие транспортного каркаса. Власти города уже работают над муниципальной программой и планируют утвердить ее в первом квартале 2026 года.
В данный момент в Барнауле работает 77 маршрутов, на линию ежедневно выходят 530 единиц техники. Мэр города признал, что есть проблема износа общественного транспорта — обновления требуют порядка 60% от общего количества. Но власти города работают над этим вопросом. Перевозчиков обязали обновлять автобусные парки через долгосрочные муниципальные контракты, и за последние три года частные компании закупили уже 150 автобусов. Также благодаря помощи краевых властей Барнаул получил 77 единиц техники за 2,5 года, включая не только автобусы, но трамваи и троллейбусы.
«За последние три года расходы бюджета, выделяемые на поддержку пассажироперевозчиков, увеличились в два раза. В 2024 году — 770 млн, в 2025-м — 1 млрд и на 2026 год предусмотрено 1 млрд 300 млн рублей. Все это влияет на формирование тарифов и в дальнейшем на проездную плату», — сообщил мэр Барнаула.
Что касается способа оплаты, то Франк отметил, что, согласно законодательству, автобусы вправе осуществлять перевозки без установки валидаторов.
В период с 2021 по 2024 годы регион приобрел 280 автобусов для местных администраций, 10 трамвайных вагонов для Барнаула и несколько троллейбусов для Рубцовска.
Дополнительно закупили 12 трамваев для столицы региона — шесть машин должны поступить до конца текущего года, остальные ожидают следующим летом. Для нужд Барнаула заказали еще 14 троллейбусов, а в будущем планируют приобрести дополнительно 28 автобусов.
Некоторые из трамваев Барнаула передадут в город Бийск, чтобы укрепить местную систему пассажироперевозок.
Житель Романовского района в своем обращении к губернатору указал на то, что СМИ не рассказывают об итогах уборочных работ. «Хотелось бы знать, в какие сроки хлеборобы завершили уборку, не осталось ли в полке, как писал Некрасов, «не сжата полоска одна…Грустную думу наводит она», — процитировал обратившийся.
Губернатор сообщил, что, несмотря на погодные сложности, фермеры показали героические результаты. По предварительным итогам собрали 6,4 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, что в бункерном весе примерно на 500 тыс. тонн больше показателей прошлого года. И 3,2 млн тонн масличных культур (в 2024-м году — 2,3 млн тонн).
Точные итоги уборочной кампании подведут уже в скором времени.
Виктор Томенко напомнил, что Алтайский край кормит не только себя, но и большую часть страны: больше 70-85% выпускаемой продукции уходит за пределы Алтайского края, а еще часть — на экспорт.
Не менее волнующей темой оказалось состояние сельских школ. Особое внимание уделили образовательным учреждениям в Санниково и Фирсово Первомайского района. По словам местных жителей, тысяча человек ходит в две школы, где изначально должно было учиться около 500. В Фирсово на уроки приходит более 350 человек, хотя здание рассчитано всего на 110 учеников, а в Санниково — около 700 при проектной вместимости в 400 человек.
Районные власти при поддержке Министерства образования приняли решение о строительстве еще одной школы на 550 мест в Фирсово. Однако это потребует порядка 2 млрд рублей, а таких денег в бюджете не предусмотрено, сообщил Виктор Томенко. При этом вопрос находится на контроле, и власти ищут возможности для финансирования.
Губернатор добавил, что сегодня ведется список районов, в которые срочно требуются школы — в их числе Камень-на-Оби, село Малиновое озеро, Индустриальный район Барнаула и другие. Всего требуется построить более 20 школ.
«Потребности очень большие. Федеральных программ, которые бы позволяли строить по несколько школ, иссякли, — сообщил Виктор Томенко. — При этом продолжается строительство в Барнауле, селах Бочкари Целинного района и Покровка Родинского района. Будем искать возможности для финансирования. Но скажу прямо — скорых решений пока не предвидится. Требования большие, и простенькую школу не построить, поэтому исходим из наших возможностей».
Что касается капитального ремонта школ, то за последние пять лет примерно в 350 образовательных учреждениях прошли масштабные ремонтные работы. В 2025 году в план по капремонту попало 25 зданий. В восьми школах ремонт затянулся, однако почти по всем из них нашли решение, а недобросовестных подрядчиков добавили в «черный список», сообщил губернатор.
В ближайшие два года планируется капитально отремонтировать 49 школ в Алтайском крае: 32 – в 2026-м и 17 – в 2027-м. На эти цели из краевого бюджета выделят более миллиарда рублей.
Не обошли стороной и медицину. Обращения поступали практически из всех районов Алтайского края.
Врачи Быстроистокской районной больницы пожаловались губернатору, что у медучреждения сгорела машина скорой помощи. Виктор Томенко поручил региональному минздраву обеспечить район новым автомобилем.
За пять лет в регионе приобрели уже 200 машин скорой помощи, и сегодня в краевом парке их 340. Также организовали работу неотложной помощи — в ней задействовано 400 автомобилей.
В год служба скорой и неотложной помощи принимает 550 тыс. вызовов.
Жительницы Первомайского района обратили внимание на плачевное состояние местной женской консультации. Губернатор пообещал, что к 2028 году в Первомайском, а также Благовещенском районах появятся новые медучреждения, отвечающие всем современным медицинским стандартам. На их строительство потребуется порядка 680 млн рублей.
Во время прямой линии губернатор обратился за комментарием министра здравоохранения края Дмитрию Попову. Он сообщил, что в 2025-м регион идет на рекордные цифры по строительству объектов здравоохранения. За текущий год в Алтайском крае построили 28 ФАПов, две врачебные амбулатории и поликлинику в Ребрихинском районе. До конца года будут введены еще три объекта: ФАП, врачебная амбулатория и поликлиника в Алейском районе.
Работы продолжатся до 2030 года. По словам министра, до 2030 года в регионе благодаря нацпроектам отремонтируют 21 поликлинику. В числе новых объектов будут и две упомянутые модульные женские консультации в Первомайском и Благовещенском районах.
«Таким образом, в крае создается мощная инфраструктура первичного звена», — подчеркнул Попов.
Однако по-прежнему непростым остается вопрос кадров — в рядах врачей наблюдают прирост, а вот среднего медперсонала все еще не хватает, хотя его отток удалось сократить. При этом идет активный набор на целевое обучение в медицинском университете, а число абитуриентов в медколледжи выросло с 850 до 1,1 тысячи человек.
На ближайшие три года запланировано порядка 2,5 млрд рублей на укомплектование кадрами медучреждений.
Также в ходе прямой линии подняли и другие вопросы, в числе которых: обращение с безнадзорными животными, неполадки с водопроводом и обеспечение отдаленных уголков края мобильной связью.