Барнаульский гений. Чем отличился изобретатель-революционер Иван Ползунов

ноябрь 24, 2025

Сегодня имя великого изобретателя Ивана Ползунова носит Алтайский государственный технический университет, но в середине XVIII века юному изобретателю еще только предстояло оставить свой след в истории. Вместе с историком Константином Борнеманом, выступившим на встрече Мужского клуба ИД «Алтапресс», вспоминаем, как признанный в России и Европе гений прошел путь от работы «писаря» до отца теплового двигателя.

Иван Ползунов.
Altapress.ru

Против течения

Историк обращает внимание на идею Ползунова, которая могла бы изменить промышленную карту России, но не была оценена по достоинству современниками. Вместо того чтобы привязывать производства к рекам с сильным течением для водяных колес, Ползунов предлагал принципиально иной подход.

«Идея Ивана Ползунова заключалась в том, чтобы строить заводы рядом с источниками сырья. В то время они зависели от рек. Если на Урале реки еще более-менее соответствовали требованиям, то в Сибири, вспомните, какие: один берег крутой, второго — нет. На таких невозможно строить заводы», — рассказывает Борнеман.

Основной источник сырья, Змеевский рудник, находившийся в Змеиногорске, располагался за 360 км от Барнаула. Вдобавок руду сюда возили из Горного Алтая, Восточного Казахстана, Кузбасса. Логистика — сумасшедшая.

Общий вид Барнаульского сереброплавильного завода. Рисунок 1785-1992 годы.
barnaul.org

Решение Ивана Ползунова было революционным и в то же время элегантным: строить заводы не у рек, а рядом с источниками сырья, используя тепловую энергию, энергию пара. Он стремился поставить огонь на службу человечества.

Испытание бюрократией

Путь к воплощению своей идеи для Ползунова оказался долгим. В Екатеринбурге он познакомился с Акинфием Демидовым, а тот, в свою очередь рекомендовал его Василию Татищеву, будущему создателю первого многотомного труда по русской истории — «Истории Российской».

Несмотря на признание его таланта Татищевым, молодого инженера ждало многолетнее испытание бумажной волокитой. Восемнадцатилетним юношей приехав в Барнаул, 10 лет он выполнял самую рутинную работу с документами.

«Если вдруг где-то увидите в архиве документы того времени, увидите, насколько у него был каллиграфически почерк, насколько он красиво писал и талантливо рисовал. Вот такой рутинной работой он занимался», — отметил Константин Борнеман.

Кузница сереброплавильного завода, чертеж XVIII века.
vk.com/public71335292

Именно в это время формировался его характер и рождались передовые идеи. Ползунов жил своим изобретением, разведывал новые пути, старался облегчить труд мастеровых и рабочих.

Тот Барнаул, в котором творил Ползунов и с которого начинался город, — это всего пять исторических улиц, сохранившихся до наших дней: Малая и Большая Олонская, Малая и Большая Тобольская (ныне Льва Толстого) и улица Ползунова.

И вот Иван Ползунов изобрел свой тепловой двигатель. Причем ничего не мешало ему заниматься просто своей работой. Работал бы он в канцелярии, писал бы эти доклады, отчеты, мерил бы руду. Но нет. В нем горел внутренний огонь, мысль, что он сделает что-то на благо человечества, вела его», — рассказывает историк.

Константин Борнеман, историк. Встреча «Мужского клуба» 29 октября 2025 года.
Дмитрий Лямзин

«Надо смотреть!»

Иван Ползунов не дожил до запуска теплового двигателя. Он умер от туберкулеза — одной из самых страшных напастей Барнаула того времени, усугубленной вредной взвесью из древесной крошки и свинца, оседавших на город. Его главное творение — тепловой двигатель — запускали уже без него.

Ирония судьбы в том, что о его ценности власть узнала слишком поздно. Императрица Екатерина Великая, узнав о его смерти, отругала начальника заводов: «За такими людьми надо смотреть! Их надо поощрять, их надо стимулировать».

Но поезд уже ушел — Европа подхватила его идеи, а в России их начали использовать только через 30 лет.

Сохранить память о Ползунове помогли энтузиасты, в частности, барнаулец Степан Гуляев, выпускник Барнаульского горного училища. Сегодня имя изобретателя носит не только технический университет, но и улицы, и даже кратер на Луне. Он очень популярен и на другой родине горного дела — в Екатеринбурге, где ему также установлен памятник.