декабрь 2, 2025
Издательство «АСТ нонфикшн» подвело предварительные итоги 2025 года. Продажи нехудожественной литературы показали рост в 9%. Аналитики связывают это с формированием в обществе запроса на «систему координат» – книги, которые дают четкие смыслы и практические инструменты в эпоху неопределенности.
Чтение, книги
СС0
Директор издательства «АСТ нонфикшн» Евгения Ларина объяснила, что современный читатель испытывает интеллектуальную и эмоциональную усталость от неопределенности. Он надеется найти в книгах не просто разрозненные сведения или поверхностные советы, а именно фундамент для жизни.
Потребность в надежности удовлетворяют самые разные форматы – от классических религиозных трактатов и глубоких философских трудов до руководств по каллиграфии и рецептов национальных блюд. Они предлагают готовые мировоззренческие модели, которые дают четкие ориентиры.
К примеру, уже в 2024 году абсолютным фаворитом и бестселлером была книга «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя». Современный нон-фикшн стал своего рода интеллектуальным и духовным инструментарием. Идея произведения – стать гидом по тому, как научиться заботиться о себе и развить доброе и уважительное отношение к самому себе. И тенденция популярности таких книг продолжается.
Аналитики рассчитали общий рост рынка на основе данных о продажах в объединенной розничной сети «Читай-город – Буквоед», а также на площадках Wildberries и Ozon, и выявили лидеров в разрезе тематических категорий.
Самые заметные результаты показали книги о моде и красоте с ростом на 55%, что свидетельствует о растущем интересе к самоидентификации через эстетику и стиль.
На втором месте расположилась литература о спорте с приростом в 41%, отражающая тренд на здоровый образ жизни и физическое совершенствование как форму личной дисциплины.
Значительный рост также продемонстрировали книги по истории (+36%), религии (+35%) и философии (+31%).
«Нон-фикшн превращается в ключевого проводника в условиях информационной перегруженности, а печатное издание, в свою очередь, укрепляет свои позиции в качестве материального артефакта на фоне повсеместного распространения искусственного интеллекта», – добавляет Ларина.
По мнению «АСТ нонфикшн», одним из знаковых и социально обусловленных трендов года стал высокий спрос на книги, посвященные Советскому Союзу.
Спектр интересов читателей здесь крайне широк: от исторических исследований по геополитике и экономике СССР до работ о быте, моде и досуге. Аналитики считают, что так люди ищут ностальгию по стабильности. Эпоха притягивает читателей как образец понятного, пусть и мифологизированного, прошлого, ведь детство и юность большинства населения страны пришлись на советские годы.
Кандидат социологических наук АлтГУ Алла Ковалева считает, что такое обращение к прошлому естественно, и на это влияют геополитические события. В нестабильном мире хочется вернуться к знакомому и понятному: «Ностальгия – это мощное чувство, которое заставляет нас возвращаться в то время, когда мы чувствовали себя хорошо, спокойно и в безопасности».
Еще одним открытием года для издательства стала динамика жанра тру-крайм. Эта документальная реконструкция громких преступлений не только сохранила свою популярность, но и продемонстрировала резкий скачок. Розничная выручка в 2025 году превысила показатели прошлого года на 85,5%.
Читательский интерес к жанру тру-крайм можно объяснить сочетанием детективного сюжета, психологической глубины и попыткой через призму хаоса и его расследования понять границы человеческой природы и механизмы работы правосудия.
Любопытные метаморфозы произошли в сегменте литературы о здоровье. Спустя пять лет после пика пандемии коронавируса, когда читатель был сфокусирован на острых медицинских вопросах, в России вновь активизировался интерес к более фундаментальной медицинской и оздоровительной литературе, но уже на новом витке – с акцентом на профилактику, долгосрочное благополучие и системный подход к организму.
Параллельно на книжном рынке наметился более общий мировоззренческий переход: массовый спрос сместился от разрозненной эзотерики к более структурированным и традиционным системам знания – религии и философии. При этом книги по славянской магии, вопреки общему спаду в эзотерике, продолжают стабильно пользоваться спросом. Они находят свою нишу на стыке интереса к этнической идентичности, фольклору и альтернативным практикам. Люди читают о дохристианских праздниках и нечистой силе.
Самым объемным сегментом на рынке остается «Психология» – 7,2% от всего рынка. Почему такая литература востребована?
Во-первых, читатели ищут эмоциональное утешение и инструменты для борьбы с тревожностью.
Во-вторых, люди хотят разобраться с комплексом тем, связанных с вопросами родительства и воспитания детей.
В-третьих, читатели интересуются литературой, которая учит распознавать манипуляции и выстраивать здоровые личные и профессиональные границы. Им хочется научиться говорить «нет».
Среди других заметных тенденций в нон-фикшн – растущая популярность арт-буков. Эти дорогие издания представляют собой синтез альбома и авторской монографии. Сейчас особенно востребованы работы азиатских художников.
Параллельно укрепляется интерес к литературе, рассказывающей об истории и закулисной жизни всемирно известных модных домов, таких как «Chanel» и «Dior», в которых мода подается как культурный код и социальный феномен. Особенно заметна популярность после выходов байопиков о семье Гуччи, а также о модельере Кристиане Диоре.
Также прочно укрепилась в читательских предпочтениях и кулинарная литература, которая эволюционировала от простых сборников рецептов. В текущем году особый акцент внутри этой категории сместился в сторону научно-популярных книг о диетическом питании и принципах здорового рациона.
Кроме того, выходят сборники рецептов, вдохновленные популярными фильмами, сериалами и анимацией, что превращает готовку в развлечение и повод для вовлечения в любимую вселенную. Например, популярны книги с блюдами из мира «Гарри Поттера» или «Властелина Колец».