декабрь 9, 2025
В федеральных СМИ прошла информация, что Афганистан готов предложить России своих граждан в качестве трудовых мигрантов для работы в сельскохозяйственной отрасли нашей страны. Altapress.ru поинтересовался у руководителей сельхозпредприятий края, готовы ли они брать на работу доярок, трактористов и скотников из других государств и что могут им предложить.
Трудовые мигранты
22.мвд.рф
Сельское хозяйство — одна из отраслей, наиболее сильно страдающих от дефицита кадров. По официальным данным, сейчас АПК не хватает около 200 тыс. человек. Не радужно выглядит ситуация и в Алтайском крае. Руководители сельхозпредприятий отмечают, что молодое поколение неохотно идет работать в эту сферу, на фермах и полях дорабатывают свой трудовой стаж люди в возрасте.
В поиске решения насущной проблемы опрошенные аграрии признались, что готовы рассматривать различные варианты, в том числе привлекать мигрантов. Главное требование к возможным кандидатам - желание работать.
Фермер из Троицкого района Евгений Поваров отмечает, что он был бы не против привлечь иностранную рабочую силу, в первую очередь, в животноводство. Пока, с его слов, коллектив справляется, но тем, кто уходит на заслуженный отдых, подобрать замену становится все сложнее.
«Люди, приехавшие работать и зарабатывать, будут гораздо производительней многих наших сельчан, которые еще и капризничают, понимая, что мы испытываем дефицит кадров – это буду делать, это не буду. Не все, конечно, но такое присутствует», - рассказывает фермер.
При этом он признает, что привлечение мигрантов - это лишь полумера. Над кадровым вопросом, с его слов, нужно работать комплексно – приучать подрастающее поколение к труду, начиная со школьной скамьи, а то и с детсадовского возраста, а не расхолаживать его, как это происходит сейчас.
«И важно показывать и рассказывать, что современное сельское хозяйство – не то, что было в постсоветский период, когда на фермах ходили по колено в навозе. В отрасли произошли кардинальные перемены, а главное, в ней есть перспективы для молодежи, как в плане профессионального, так и финансового роста», - отмечает Евгений.
Его коллега, руководитель агрофирмы «Нива» Зонального района Евгений Водник, вспоминает, что у них были попытки привлечь мигрантов из Таджикистана и Узбекистана для работы на животноводческом комплексе, но они не увенчались успехом.
«Не смогли они долго выдержать наших нагрузок. Сельское хозяйство их не привлекло. Ушли на стройку, где более свободный график, а не так, как на ферме, где нужно отработать четыре часа рано с утра и четыре вечером, ну и, конечно, специфика производства. Но если найдутся желающие попробовать себя в этой сфере, готовы рассматривать кандидатов», - рассказал аграрий.
Директор СПК «Бурановский» Сергей Переверзев в принципе также рассмотрел бы такой вариант. И опыт такой у предприятия тоже есть, и тоже не очень удачный. Принимали они беженцев из Украины, предоставляли им работу, жилье, помогали с обустройством. Но долго они не задержались, не по силам им оказался труд на животноводческой ферме.
«Говорят, будущее за искусственным интеллектом, роботизацией производства. Но это, наверное, далекое будущее. Там тоже нужны кадры, которые будут обслуживать тех же роботов – программисты, айтишники, а их найти еще сложнее, чем тех же доярок и скотников. Поэтому работаем с тем, что имеем. Технику берем высокопроизводительную, чтобы один механизатор мог выполнять работу за двоих. А вот в животноводстве без людей - никуда. Выйдет что-то из строя, и поголовье останется неподоенным», - говорит руководитель СПК.
Руководитель предприятия «КурайАгроПлюс» Бийского района Игорь Пляхо считает, что кадровая ситуация нормализуется после того, как разрешится внешнеполитическая ситуация, и домой вернутся мужчины, ушедшие служить.
«Среди них очень много сельских жителей. Вернутся, и тогда нашей деревне никакие мигранты уже не потребуются. По своему предприятию скажу, что какого-то острого кадрового голода нет, пока справляемся, но кадры стареют. Это заставляет задуматься», - поделился Пляхо.
Беспокоит его другой вопрос: что в погоне за оптимизацией, в том числе кадрового ресурса, переходе на интенсивные технологии, наносится вред сельскому хозяйству в целом и здоровью человека.
«Придет время, когда есть будем, но наесться не сможем. Сельскохозяйственное производство не может существовать вечно, если не вкладывать в него душу. Природа скажет – хватит, поиздевались уже. Есть примеры, когда в погоне за показателями аграрии заливают поля гербицидами, и скоро они не получат с них ничего, а почва останется потомкам зараженной», - рассуждает аграрий.
Возвращаясь к вопросу о трудовой миграции, он отмечает, что не рискнул бы посадить управлять своей современной техникой иностранных рабочих, это, как считает он, будут в основном люди без какого-либо образования. А принять их в качестве разнорабочих готов.
Косихинский фермер Владимир Устинов рассказал, что его предприятие тоже уже имело опыт работы с трудовыми мигрантами, в их числе узбеки, армяне, украинцы. Претензий к ним у него как руководителя нет, напротив, сложились дружеские отношения.
«Я не придаю значения, какой национальности человек, если он трудится в рамках закона. Если приедет человек с желанием работать, имея на это законные основания, то будем рады. А что делать, если своих трудовых ресурсов в сельском хозяйстве остро не хватает. У нас либо одни менеджеры, либо «купи-продай». Например, только нашу продукцию перепродают друг другу множество перепродавцов, а производить ее мало кто стремится», - говорит фермер.
Он добавляет, что пока на его предприятии людей хватает, но с каждым годом решать вопрос становится все сложнее. А главное - перспектива, что ситуация изменится в положительную сторону, не просматривается.
«Вот вы обратите внимание, сколько в рабочее время автомобилей в городе. Возникает вопрос: едущие в них люди что-то производят? Сомневаюсь. В европейских странах в это время все машины с улиц исчезают, все трудятся. Если у нас пойти по такому же принципу, то рабочей силы будет достаточно собственной, и помощь мигрантов не потребуется», - рассуждает Устинов.
У «Агро-Стандарта» также есть опыт работы с гражданами бывшего СССР. Как поделился руководитель предприятия Александр Демин, у него трудились выходцы из Таджикистана. Причем, с его слов, ребята были толковые, трудолюбивые, готовые развиваться, учиться. Но их выжили с предприятия и из села местные. Не выдержали конкуренцию.
«Теперь, имея опыт, понял, что в этом вопросе нельзя все пускать на самотек, нужно лично держать ситуацию на контроле. Тогда же считал, что все люди взрослые, разберутся, урегулируют взаимоотношения. Не вышло. А жаль. Кадры нам нужны, и без разницы, какой национальности. Готовы предложить жилье, заработную плату на уровне, помогать, чем сможем, в том числе выстроить взаимоотношения с местными», - рассказал собеседник.
В 2025 году, согласно утвержденной квоте, в Алтайском крае могут трудиться 532 иностранца из государств, с которыми у России действует визовый режим. Большинство из них - граждане Индии (410 человек) и Китая (97 человек), остальные - из Вьетнама и Таиланда.
По данным краевого управления по труду и занятости населения, доля иностранцев в общей численности рабочей силы составляет не более одного процента. В основном это приезжие из Узбекистана (около половины всех трудовых мигрантов), Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Армении, Азербайджана.
Что касается таких экзотических стран, как Индия, то ее граждане работают в регионе с 2022 года и трудятся в основном швеями, поварами национальных кухонь и массажистами.