май 4, 2009
Затяжной конфликт между краевым управлением лесами и компанией "Алтайкровля" вылился в судебную тяжбу. 13 мая в Арбитражном суде Алтайского края состоится второе слушание по делу, разбирательство по которому инициировал генеральный директор компании Евгений Рыжак. По его словам, ведомство нарушило права "Алтайкровли" как арендатора лесных угодий. В управлении, напротив, считают, что государство защищает "легкие Барнаула". В то же время экологи видят в этом конфликте совсем другую подоплеку.
Свобода действий арендатора лесхозов ограничена законами и рекомендациями властей.
Павел Водопьянов
"Мы подали исковое заявление в арбитражный суд, через который хотим оспорить утвержденные площади зеленых зон в арендуемых нами лесхозах и добиться единого подхода к определению таких территорий. Кроме того, мы приложили документы по остальным лесхозам, в которых эти зоны совсем отсутствуют или сокращены. Таким образом, мы создадим в регионе прецедент", – прокомментировал ситуацию Евгений Рыжак. По его словам, зеленые зоны делятся на лесопарки и на лесохозяйственные участки. В первых запрещается вести строительство, рубку деревьев и добывать полезные ископаемые. Во вторых режим использования лесного массива менее строгий.
В декабре 2006 года "Алтайкровля" получила в аренду на 49 лет два лесхоза – Барнаульский и Озерский. В конце прошлого года после обновления лесного законодательства (внесены изменения в Лесной кодекс и утверждены региональные лесные планы, а также лесохозяйственные регламенты) управление лесами Алтайского края предложило арендатору скорректировать договоры на использование лесных угодий.
В предложенном чиновниками варианте почти в четыре раза увеличились площади лесопарков. К примеру, по лесохозяйственному регламенту в Барнаульском лесхозе они должны располагаться на 15 тыс. га. Хотя арендатор настаивал на 1,7 тыс. га. Та же ситуация и с Озерским лесхозом, где это соотношение равно 28,8 тыс. га и 10 тыс. га соответственно.
"На основании утвержденных лесохозяйственных регламентов компания "Алтайкровля" подготовила проект освоения лесов (иначе она не смогла бы начать заготовку древесины) и представила его на экспертизу в управление. В этом проекте площадь зеленых зон вопреки всем утвержденным документам резко сократилась, в частности, по Барнаульскому лесничеству – в 10 раз! При этом выросли объемы рубок. Естественно, что такой проект не был одобрен экспертной комиссией управления, о чем мы сразу сообщили арендатору", – пояснил заместитель начальника управления Владимир Шершнев.
По словам Евгения Рыжака, ведомство скорректировало границы лесопарков, ссылаясь на постановление краевого Совета народных депутатов № 202 от 1982 года. Но такие изменения коснулись не всех арендаторов. Также якобы были затянуты сроки утверждения лесохозяйственных регламентов, из-за чего первые месяцы текущего года деятельность на арендованных участках не велась. Владимир Шершнев говорит о том, что ни по одному лесничеству, кроме Барнаульского и Озерского, не возникало проблем по отнесению лесов к той или иной категории.
Не найдя точек соприкосновения с чиновниками управления, в январе Евгений Рыжак написал письмо губернатору Александру Карлину, который поручил своему заместителю Якову Ишутину разобраться в этой проблеме. Г-н Ишутин назначил две комиссии. Одна из них в течение месяца должна была уточнить правильность определения лесопарковых и лесохозяйственных зеленых зон края, а вторая – их границы в Барнаульском и Озерском лесхозах. Но комиссии до сих пор так и не собрались.
В итоге Евгений Рыжак обратился в суд. Первое ознакомительное заседание состоялось 20 апреля. Суд выслушал претензии сторон. Очередное заседание назначено на 13 мая. Руководитель "Алтайкровли" не стал разглашать, какие финансовые претензии предъявляются управлению лесами, предложив дождаться решения суда.
Но истинная причина конфликта ведомства и компании, по мнению ряда экспертов, лежит гораздо глубже. В крае работает серьезный конкурент "Алтайкровли" – холдинговая компания "Алтайлес". Она объединяет около 30 предприятий и имеет серьезную поддержку со стороны управления лесами, в здании которого, кстати, и расположен офис "Алтайлеса". Кроме того, должность руководителя отдела планирования в объединенной компании "Алтайлес" занимает Иван Ключников, сын начальника управления.
Как отмечают эксперты, противоборство началось после того, как семейство Рыжаков выиграло право аренды на "лакомые" лесные участки вблизи Барнаула. "То, что площади зеленых зон в лесхозах "Алтайкровли" увеличены, это хорошо. Но, на мой взгляд, это совсем не связано с заботой чиновников об экологии. Здесь идет политическая и конкурентная борьба. Очень жаль, что в управлении те же зеленые зоны не видят у арендаторов, которые входят в состав "Алтайлеса". Двойные стандарты не спасут легкие планеты", – уверен Алексей Грибков, председатель "Геблеровского экологического общества".
Лесной фонд Алтайского края составляет 2,6 млн. га. В их числе 1,6 млн. га переданы в аренду для заготовки древесины. В 2008 году в регионе объем отпуска древесины от всех видов рубок составил 2,8 млн. куб. метров, что на 0,3 млн. куб. метров меньше, чем в 2007 году. В прошлом году расходы на лесное хозяйство края составили 992,4 млн. рублей, в том числе 253,3 млн. рублей – субвенции из федерального бюджета, 33 млн. рублей – средства краевого бюджета на реализацию ведомственной целевой программы "Развитие лесов Алтайского края на 2008–2010 гг." и 706,1 млн. рублей – средства лиц, использующих леса. В 2008 году было заключено 45 госконтрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов на общую сумму 58,5 млн. рублей.
Источник: данные управления лесами Алтайского края.