Дорожные работы
Большая часть финансирования была направлена на национальный проект «Инфраструктура для жизни». Только по этой линии в 2025 году краевой минтранс потратил 12,5 млрд рублей, что позволило привести в нормативное состояние 136 дорожных объектов общей протяженностью 560 км.
Если учитывать региональные и межмуниципальные дороги, общий итог обновлений достиг отметки более 680 км, а в сумме по всем категориям дорог края — этим и еще местным и федеральным — показатель перевалил за 900 км.
Не секрет, что протяженность дорог Алтайского края самая большая в России — 54,3 тыс. км. Из них 15,7 тыс. км региональных дорог находятся на балансе «Алтайавтодора», подведомственного минтрансу (в норме по итогам 2025 года только 53%).
Опорная сеть (федеральные и важные региональные трассы, подъезды к туристическим объектам и прочие) составляет чуть более 2 тыс. км. В нормативном состоянии 71,1% таких дорог.
Параллельно минтранс, исполняя поручение главы региона, увеличил вложения в инфраструктуру муниципалитетов. Краевые субсидии на развитие дорог местного значения оказались самыми большими за все время — 2,9 млрд рублей.
На эти средства муниципалитеты завершили ремонт 185 участков улично-дорожной сети общей протяженностью 113 км. Работы в сельских районах, реализованные за 784 млн рублей, также завершили до 1 ноября.
Отдельной задачей стала реконструкция подъездов к пунктам пропуска на границе с Казахстаном. Над ними работали и в 2024 году, но и в уходящем уделяли особое внимание. В 2025-м модернизировали участок 1,7 км в Родинском районе и 1,1 км в Славгороде.
Важным направлением для минтранса стала работа с мостовой инфраструктурой. Всего в 2025 году ведомство занималось реконструкцией и ремонтом 15 мостов. На 11 из них движение уже открыто, а на четырех завершаются финальные операции, которые возможно вести в снег и бурю.
Потребность в освещении дорог Алтайского края остается крайне высокой: для полного покрытия требуется еще 1,56 тыс. км линий освещения, проходящих через более чем 1000 населенных пунктов. В 2025 году освещение появилось на 67,5 километра региональных трасс, проходящих через 22 населенных пункта.
Капиталоемкие объекты
Уходящий 2025 год стал важным и по части сложных, дорогостоящих и очень ожидаемых проектов. Наибольшее общественное внимание привлекала развязка на пересечении Змеиногорского и Южного трактов. Новый контракт с новым подрядчиком, Центральным ДСУ, заключенный из-за неисполнения московской компанией РСК предыдущего, подписали в мае и движение по тоннелю открыли уже 7 ноября.
За время строительства схему движения пришлось менять 13 раз, чтобы уменьшить заторы. К началу ноября дорожники открыли движение по тоннелю и перекрыли верхний уровень, после чего продолжили выполнять небольшие технические операции — нанесение разметки, установку знаков.
Несмотря на сжатые сроки, объект завершили раньше, чем предполагалось по контракту, — до 28 ноября. Развязка стала первой трехуровневой в Алтайском крае. Глава министерства транспорта Андрей Подолян считает, что даже наплыв дачников в разгар сезона не спровоцирует заторы на ранее проблемном участке.
Долго ждали и возведения обхода села Целинного. Строительство дороги протяженностью 4,6 км позволило вывести транзитный грузовой транспорт из населенного пункта, снизив нагрузку на местные дороги и улучшив безопасность. Проект обошелся бюджету более чем в 600 млн рублей.
Третьим заметным объектом стал путепровод Крутиха — Панкрушиха — Хабары — Славгород — граница с Казахстаном. Его возведение было продиктовано аварийностью железнодорожного переезда: только за последние три года на нем погибли пять человек, один получил тяжелые травмы. Новый 106-метровый объект стоимостью 750 млн рублей полностью исключил пересечение автомобильного и железнодорожного потоков.
Также завершено строительство очередного многомиллиардного объекта — туристической трассы Алтайское — Ая — «Бирюзовая Катунь» протяженностью 7,7 километра. Его стоимость — почти 1,6 млрд рублей.
Всего в 2025 году минтранс планировал отремонтировать 135 км дорог к популярным у туристов местам, но нормативного состояния достигли более 150 км. Теперь к Денисовой пещере, городу-курорту Яровое, Чарышскому району и Горной Колывани можно добраться с комфортом, если вынести за скобки проведенное в пробках время. Общая стоимость работ составила 5,5 млрд рублей.
Обновление общественного транспорта
Параллельно с дорожными проектами краевой минтранс продолжил обновление подвижного состава. В феврале Барнаул получил пять новых троллейбусов стоимостью 126,3 млн рублей.
В июле Алтайский край получил 21 единицу общественного электротранспорта по итогам конкурсных процедур. Среди них — 12 новых трамваев, произведенных белорусским заводом «Белкоммунмаш», и 9 троллейбусов, закупленных за счет регионального бюджета.
Весь транспорт оснащен низкими полами, кондиционерами, зарядками, системами перевозки маломобильных граждан. Их стоимость составила 742 млн рублей, а поставка пройдет в два этапа — в 2025–2026 годах. Контракт на девять троллейбусов стоит 219 млн рублей.
Обновление транспорта продолжилось и осенью. В октябре на троллейбусные маршруты №1, 6 и 7 вышли четыре новых подвижных состава. В этот же период край получил от РЖД два новых электропоезда на 640 пассажиров каждый, которые начали курсировать между Барнаулом и станцией Красный Боец.
В октябре же был определен подрядчик на поставку пяти новых троллейбусов для Рубцовска. Сумма контракта превысила 117 млн рублей, и техника поступила в город в декабре.
Существенные изменения коснулись и внедрения интеллектуальной транспортной системы, предполагающей обновление светофоров. В 2025 году обновили 14 светофорных объектов на ключевых участках: на пр. Красноармейском и пересечении пр. Ленина и ул. Ползунова.
Алтайский край вошел в число регионов, где в пилотном режиме тестировали технологические новшества. Федеральный бюджет выделил на эти работы 38,6 млн рублей. Все оборудование подключили к системе, анализирующей движение с учетом транспортных и пешеходных потоков, времени суток и погодных условий.
Новый терминал аэропорта
Не одним только наземным транспортом занимается краевое ведомство. Под новогодние праздники завершилось возведение нового терминала барнаульского аэропорта, увеличившего общую площадь воздушной гавани до 10 тыс. кв. м.
Работы на площади завершились 20 октября. Тогда было введено круговое движение. Система паркинга заработала позднее, ее монтаж продолжался с внутренней отделкой здания терминала B.
Полностью проект завершили в срок — до 25 декабря. На площади появились две парковки — краткосрочная и долгосрочная. Совокупная стоимость вложений в проект составила более 7 млрд рублей.