Жизнь

Возвращаемся к «русскости» и немного психуем. Эксперты анализируют главные социальные тренды 2025 года

2025-й можно описать как смесь светлой грусти по старым добрым временам и решимости взять жизнь в свои руки. Что привлекало и волновало общество? Вместе с экспертами определили главные тренды уходящего года и сделали прогноз на будущее.

Новый год. Новогодний костюм.
Новый год. Новогодний костюм.
СС0

Тенденция №1. Снимают сказочные истории

Уходящий год проходит под знаком ностальгии – по мультфильмам детства. На экраны вернулись новые версии старых сказок. Волшебные истории заполоняют российский кинопрокат с 2024 года. Но в 2025-ом позиция фольклорных сюжетов укрепилась, и уже появляются анонсы новых проектов на 2026-ой.

Доцент кафедры культурологии и дизайна АлтГУ, кандидат культурологии Елена Балакина смотрит на эту ситуацию критично. По ее мнению, ключевая причина всплеска интереса – не духовный запрос, а сугубо коммерческий расчет.

«Сегодня в культуре большая часть всего, что происходит, просто имеет прямую финансовую основу», – утверждает она. - Обращение к знакомым с детства сюжетам – это беспроигрышная стратегия, которая спекулирует на ностальгии. Продюсеры, стремясь минимизировать риски, создают развлекательный, а не смысловой продукт».

В пример эксперт приводит нового «Чебурашку»: трогательный мультфильм с духовными вопросами превратился в «бездумное развлечение».

Хотя этот запрос заметен и среди общества. Ведь в мире, где примеров для подражания все меньше, остается надежда на сказочных героев.

"Летучий корабль".
kinopoisk.ru

Тенденция №2. Перенимают моду и стиль прошлого

Еще один знак года – ретро. И его трендовое явление: в гардеробы вернулась мода нулевых – джинсы-клеш, низкая посадка, обувь на платформе, велюровые костюмы.

Также наблюдается интерес к элементам традиционного костюма, таким как кокошники, вышивка на одежде и рубашки с косым воротом.

Профессор кафедры журналистики, медиа и рекламы АлтГУ, доктор социологических наук Алла Ковалева считает нынешний тренд частным проявлением вечной моды на ретро и подтверждает теорию цикличности: в моде, как в любом феномене социальной жизни, есть определенные периоды, длящиеся, как правило, около 20-25 лет. С этой точки зрения, пик интереса к 1990-м в ближайшие год-два пойдет на спад, уступая место стилю 2010-х.

Отдельно социолог видит, что интерес к национальным мотивам – это закономерное обращение к идентичности, поиску индивидуальности и самовыражения.

«В 1990-е и начале 2000-х мы находились под серьезным влиянием вестернизации. Постепенно зрело понимание, что необходимо обращаться к своим истокам, а текущие политические события эту тенденцию ускорили», – говорит она. Эксперт связывает популярность «русского стиля» в том числе и с ростом патриотических настроений.

Елена Балакина соглашается, что тренд с «русскостью» управляем, при этом видит в нем меньше духовной глубины.

«Духовные корни русской культуры в этом тренде пока не учитываются. Берется очень обобщенная, условная форма или какой-то один мотив», – констатирует культуролог.

В отличие от культур многих других народов России, где ведется системная широкая работа по восстановлению и укреплению национальных традиций и самосознания, элементы русской культуры пока находятся в самом начале долгого пути осмысленного возрождения.

Поэтому сегодня они часто имеют слишком формальный, декоративный характер, чтобы оказать заметное влияние на качественное изменение культуры общества.

Мода 90-х.
открытые источники

Тенденция №3. Слушают популярных звезд 1990-х

Тренд, который «гремит» на просторах сети – это возвращение звезд 1990-х на концертные площадки. Выступления Татьяны Булановой и Надежды Кадышевой вызывают фурор. Феномен их популярности среди молодого поколения эксперты объясняют ностальгией, но с разных ракурсов.

Алла Ковалева говорит о психологическом комфорте: «Ностальгия – нормальное чувство. Мы возвращаемся туда, где нам было хорошо, спокойно и эмоционально комфортно».

Она отмечает, что простая, мелодичная музыка с позитивным посылом отвечает запросам молодежи и создает ощущение семейного тепла. Стоит вспомнить песни Кадышевой про широкую и глубокую реку, которую включали на семейных застольях.

Культуролог Елена Балакина делает акцент на социальном контексте. По ее мнению, в непростое время у людей возникает потребность в эмоциональной разрядке.

«Человеку необходима интонационная яркость музыки, чтобы через нее прожить свои чувства и переживания. Таким свойством обладает только выразительная мелодия. При этом важно помнить, что и Буланова, и Кадышева – это поп-музыка, и, по большому счету, они невольно (или вольно) снижают планку эстетической культуры общества», – считает эксперт.

Татьяна Буланова.
bulanova.com

Прогноз на 2026 год

У экспертов нашелся свой взгляд на будущее этих трех тенденций.

Алла Ковалева, верная теории циклов, прогнозирует естественный спад тренда на «русскость» именно в массовой культуре через 4-5 лет, хотя его отдельные элементы, связанные с возрождением интереса к собственному культурному наследию и поиску национальной идентичности, могут остаться с нами надолго.

Елена Балакина считает, что в ближайшем будущем волна ностальгии уйдет не скоро:

«К сожалению, пока ничего не предвещает, что в ближайшие годы у нас произойдут быстрые кардинальные перемены. Несомненно, патриотическая тематика входит в нашу культуру надолго и будет расширять свои формы. Сегодня духовно-ценностное состояние общества все же несколько стабилизируется по сравнению с 1990-ми годами. Но в развитии культуры все начинается с духовных ценностей, а мировоззренческая работа – это очень длительный, сложный и кропотливый процесс».

Пока в большинстве форм современной культуры преобладает логика облегченного и развлекательного творчества, коммерческих, а не духовных целей в художественных проектах.

Государственный запрос на патриотизм и внутренняя социальная неустроенность, по ее мнению, будут и дальше подпитывать этот рынок.

Мечты. Новый год.
СС0

Тенденция №4. Желают открыть свой бизнес

Еще одна заметная тенденция года – растущий интерес к предпринимательству и самозанятости.

Запрос на открытие собственного дела в регионе действительно высок. Это подтверждают показатели проведенных образовательных программ центра «Мой бизнес». Это подтверждает и статистика: только за 2024 год в регионе стали самозанятыми более 36,7 тыс. человек. Всего же их в регионе зарегистрировано более 142 тыс. А показатели за 2025 мы узнаем в начале следующего года.

«Мы можем судить о высокой заинтересованности по посещаемости наших мероприятий, – рассказывает заместитель руководителя регионального центра «Мой бизнес» Ирина Черепанова. – Например, на программах для начинающих «Основы бизнес-планирования» и «Основы предпринимательства», которые востребованы во всем крае. Более того, многие проекты инициируют именно от запросов будущих предпринимателей».

Ярко заметен интерес к самозанятости в творческих сферах. Те, у кого было какое-то хобби, – рукоделие, кулинария, сбор украшений ручной работы – теперь решаются начать свое дело и начинают с небольших продаж.

Ирина Черепанова видит несколько причин, с которыми связана такая активность.

Во-первых, начать свое дело уже давно не страшно. Появляется все больше государственных программ и мер поддержки, которые позволяют начать с малого, без крупных вложений и рисков. А налоговый режим «Налог на профессиональный доход» облегчил бюрократический «ад» оформления документов и уменьшил налог с 13 до 4%.

Во-вторых, начинающих бизнесменов поддерживают и направляют на всех этапах. В центре не только учат основам, но и сопровождают предпринимателей на всем пути: оказывают услуги, связанные с продвижением бизнеса, продажами, организуют участие в выставках. Это вновь подтверждает, что у людей снижается страх перед неопределенностью и возникает четкий ориентир.

В-третьих, как отмечает эксперт, важную роль играют личные мотивы. Для многих бизнес – это не только заработок, но и миссия, дело жизни или возможность создать семейное дело. Существующие возможности мотивируют.

Бизнес.
СС0.

Прогноз на 2026 год

Ожидается, что тренд на развитие предпринимательства в Алтайском крае не только сохранится, но и усилится. Это связано с развитием цифровых технологий, изменением рынка труда и стремлением людей к большей свободе и самостоятельности в профессиональной деятельности.

«Главная цель программ и центра «Мой бизнес» – сформировать благоприятную предпринимательскую среду и создать необходимые условия для успешного запуска и развития бизнеса, – подчеркивает Ирина Черепанова. – Все будущие проекты для предпринимателей создаются, ориентируясь на большой интерес в крае. Сейчас мы прикладываем все усилия, разрабатываем стратегические планы, благодаря чему численность предпринимателей продолжит расти».

Бизнес.
СС0.

Тенденция №5. Интересуются психологическим здоровьем

Тенденция, которая мелькает в медиапространстве, – частое обращение за психологической помощью. Появляются статьи и видео, где объясняют, как справиться с тревожностью или перенапряжением. Все больше людей стало посещать специалистов на ранних этапах. Именно интерес к психологической помощи способствовал тому, что люди отслеживают свое состояние и предотвращают запущенность болезни.

Больше половины психических расстройств (53,3%) приходится на заболевания непсихотического характера — депрессия, тревожность, неврозы. Об этом рассказала Майя Амеличкина, заместитель главного врача по организационно-методической работе Алтайской психиатрической больницы им. Эрдмана.

С жалобами на необъяснимую тревогу, подавленность и апатию обращается большинство пациентов при первом визите к врачу. В первичной заболеваемости Алтайского края 84,8% занимают расстройства непсихотического характера (для сравнения, в целом по России — 75,2%).

Что касается острых психозов или хронических психических расстройств (шизофрения, умственная отсталость и другие), то показатели всегда остаются стабильными по всей стране — всего 2-4%.

В 2024 году в крае зарегистрировали 63,4 тыс. пациентов с обострившимися болезнями. Это на 8,2% меньше, чем в 2023 году (69 тыс. пациентов).

«Повлияло на статистику то, что люди стали чаще обращаться за психотерапевтической помощью, – отмечает замглавврача. – Во многом этому способствует информационная открытость. Многие СМИ и наш пресс-центр доступно рассказывают о врачах, симптомах и методах лечения – а это снимает непонимание и страх у человека».

По словам специалиста, люди предпочитают отделения с дневным стационаром, ведь это помогает им не выпадать из привычного ритма жизни.

Однако, по словам Майи Амеличкиной, стереотипы о психиатрической помощи никуда не делись. Люди все еще спрашивают на приеме у психотерапевта, не поставят ли их на учет. Но в последние годы предрассудков стало меньше.

Психология
Freepic

Прогноз на 2026 год

Эксперты не делают предположений насчет продолжения такой тенденции. Из-за тех же предрассудков реальная статистика обратившихся за помощью может быть искажена, однако предпринимаются меры, которые должны улучшить ситуацию и, возможно, поднять видимость проблемы.

Как отмечает Майя Амеличкина, для этого алтайская психиатрическая служба объединила больницу им. Эрдмана с клиниками Бийска, Рубцовска и Камня-на-Оби. В медучреждениях разработали единые подходы к диагностике и лечению пациентов.

Также за два года были открыты новые отделения, включая стационары для первого психотического эпизода и «Клинику памяти». При этом сохраняется кадровая проблема в сельских муниципалитетах, которую частично решают выездные бригады специалистов, оказывающие помощь на местах.

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость