Что изменилось в проекте
Архитектор Елена Федорова, представляя доработки, отметила, что команда постаралась учесть предыдущие замечания:
Цветовая гамма фасадов стала приглушенной, исчез вызывающий темно-коричневый кирпич. Боковые и дворовые фасады, ранее задуманные из сэндвич-панелей, теперь будут отделаны монохромными серыми металлокассетами. Боковой и дворовой фасад остеклили.
Окна третьего этажа, который задуман как арт-пространство, получили арочную форму, что, по словам проектировщика, создает связь с окнами доходного дома.
Крышу оставили плоской и «легкой», чтобы новое здание «не давило» на памятник.
Заявили первый уровень огнестойкости нового здания, он получит противопожарные окна и стены. «Заказчик в этом заинтересован лично: он занимается пожарным оборудованием», - отметила Елена Федорова.
Для работы на стройплощадке отказались от использования башенного крана в пользу легкой техники.
Фасады поправили, риски — нет
Прежним остались планировочные решения. Минимальный отступ от памятника (6 метров) не изменился. Авторы ссылались на высокую стоимость земли и «границу рентабельности» проекта.
Архитектор Сергей Боженко, на предыдущем заседании бивший тревогу из-за слабых грунтов и высоких грунтовых вод, вернулся к этому вопросу: «Какие инженерные решения позволят сохранить существующий памятник архитектуры? Строительство неизбежно будет сопряжено с проходом техники рядом с фундаментом небоскреба, он может провалиться».
Его поддержал коллега, главный архитектор «Алтайгражданпроекта» Евгений Башкиров: «У нас были проекты на ул. Гоголя и ул. Короленко. Дело серьезное: котлованы осыпались, их затапливало. Здесь минимальное расстояние между проектируемым и существующим зданием– а это не просто сарайка. Нужно какое-то инженерное решение. Даже шпунты могут не подойти, хотя это наиболее распространенный способ защиты».
Представитель «Алтайохранкультуры» Анна Ситникова отметила, что у специалистов из ее учреждения нет квалификации, которая бы позволила в полной мере оценить инженерные решения. Она указала, что оценить безопасность работ для памятника должен аттестованный специалист краевой минкультуры. И напомнила о другой важной детали, которую проектировщикам нужно учесть, — деревянный эркере дома Аверина, нависающий над проездом.
Ответ автора можно описать в одном предложении: при монолитном каркасе без подвала глубоко зарываться не будут, используют современную щадящую технику, а детальные решения согласуют с охраной культурного наследия.
Член градостроительного совета Евгений Носенко, учитывая противопожарные решения, назвал будущий дом «золотым». «Очень дорогой проект, надеюсь, заказчик рассчитывает свои силы, — сказал он. — Во втором прочтении дом стал лучше, гармоничнее. Если соблюдете все нормы для охраны памятника, особенно фундамента, я думаю, строить можно».
Архитектор Владимир Золотов обратил внимание на градостроительный контекст: три разновременных здания стоят так близко, что будут восприниматься «некомфортно». «Они не составили единый ансамбль. Нужно найти то, что три здания объединит», — отметил он.
Проект согласовали, поручив при проектировании найти инженерные меры по защите небоскреба Аверина и учесть прочие замечания.
В феврале 2025 года начальник отдела управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Елена Кабанова, ссылаясь на данные последнего обследования, оценила состояние барнаульского небоскреба как удовлетворительное. Дому исполнилось 110 лет.


