Коррупция есть везде, даже в Сингапуре и Швеции

декабрь 7, 2008

Георгий Сатаров рассказывает о разнообразных методах борьбы с коррупцией, принятых в разных странах мира.

Георгий Сатаров, президент Фонда Индем на Школе публичной политики, Барнаул, 6 декабря 2008
Оксана Силантьева

Есть мнение о том, что есть некая линия между востоком и западом, по разным сторонам которой коррупция  – ничего подобного. Пример Англии: в конце XIX – начале XX веков купить выборы в нижнюю палату в любом графстве не представляло никаких проблем.

Китай

Исследователи говорят о циклической модели китайской коррупции. Проходит партийный съезд, на котором коррупция объявляется самым страшным врагом государства, после этого ее уровень немного снижается, затем возрастает еще больше. Проходит следующий съезд и происходит то же самое.

Гонконг

Создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, наделенная довольно широким кругом полномочий, с возможностями самостоятельного расследования и реализации ведомственных антикоррупционных программ. Через 10-15 лет после ее создания эффективность стала снижаться, были выявлены факты коррупции внутри этой комиссии. Комиссия отчитывалась только перед губернатором. Пришли к выводу, что главной причиной стала непубличность отчетности.

Сингапур

Было создано независимое ведомство по противодействию коррупции с широкими полномочиями и публичным контролем. Параллельно было произведено резкое увеличение зарплат и резкое усиление контроля над чиновниками. Отмечают повышение качества контактов чиновников с населением, сокращение времени на решение любых вопросов.

Успехи в результате были впечатляющими. По пути Сингапура пошли Филиппины, Гонконг, Южная Корея. 

Ставшие известными факты коррупции должны быть открыты общественности, чтобы не превратить антикорупционные меры в инструмент внутренней борьбы.

Нужен постоянный мониторинг коррупциогенных точек и постоянное внимание к ним. К чиновникам, работающим в таких точках, должна применяться специальтная система отбора и особое внимание. Чиновники получают достаточно приличную зарплату и серьезный социальный пакет. Но как только такой чиновник попадается на коррупции, он получает запрет на профессию и отмену всех заработанных до этого льгот.

В эффективно работающих системах всегда существует шкала административных наказаний не за коррупцию, а за нарушение профессиональной этики, наличие служб внутренней безопасности, занятых в том числе и нарушениями этических правил, выявлением конфликтов интересов.

Не обойтись и без системы поощрений "за честность". При этом я считаю, что чиновники имеют право ознакомления со своим досье. Нужны специализированная система обучения по антикорррупционному поведению, служба безопасности по борьбе с коррупцией. 

Высока роль СМИ в деле контроля за фактами коррупции и в создании общественного мнения в этом вопросе.

Израиль

Самым могущественны органом считаются СМИ. В Израиле практически отсутствует низовая коррупция. Очень высокий уровень социальных льгот и жестких наказаний за нарушения.

Филиппины

Таможня везде является одним из самых коррумпированных органов. Филиппинская таможня характеризовалась очень широкими полномочиями по личному усмотрению. Чиновник мог самостоятельно и бесконтрольно принимать ряд решений, что неизбежно приводит к торговле между сторонами взаимоотношений.

Поэтому были сужены полномочия и снизили контакты – изменили саму архитектуру взаимодействия. Уменьшили количество стадий процесса, количество документов, снизили количество любых транзакций, компьютеризировали, повысили чёткость и недвусмысленность документации, часть операций вообще были выведены за пределы государственного регулирования.

Тактика "островков честности" работает как завоевание плацдармов и демонстрация возможного позитивного эффекта, но требует вслед за этим фронтального наступления на коррупцию. В противном случае общая ситуация в стране переламывает все усилия, прилагаемые для борьбы с преступностью.

Венесуэла

В стране принята региональная антикоррупционная программа. Децентрализация системы управления на местном уровне и разделение властей сначала привели к хаосу и коррупция возросла, но затем это начало работать. Начали с торговли и строительных ведомств, где коррупция процветала больше всего. Изменили систему получения разрешений и лицензий на строительства.

Диверсификация зависимости прессы, которая породила относительную свободу и смелость СМИ, люди требовали открытости все больше и больше.  

Серьезные усилия по вовлечению граждан в управление – процедуры обсуждения бюджета, создание систем аудита, в которые рекрутировались представители общественных организаций. Создан офис развития гражданского участия, которые генерировал и поддерживал площадки участия граждан в этом процессе. 

Разработаны законодательные меры для обеспечения доступа информации к функционированию властных учреждений, публичности всей информации и бюджетных процессах.