декабрь 7, 2008
Как вы думаете, как соотносится практика работы лоббистов в США с теми методами борьбы с коррупцией, о которых вы рассказываете?
Георгий Сатаров, Сергей Андреев и Владимир Рыжков на семинаре Школы публичной политики
Оксана Силантьева
Лоббирование – это не подкуп. Процесс лоббирования как устроен? Например, некая компания хочет пролоббировать свои интересы. Компания платит лоббистам не за "принятие нужного решения". Компания платит деньги за то, чтобы её интересы были правильно сформулированы в документах, чтобы была проведена грамотная PR-кампания среди конгрессменов, чтобы позиция компании стала широко известна журналистам и общественности. Все лоббисты учтены, известны и деятельность их прозрачна. Вы всегда можете узнать, какая компания отстаивает какие интересы через какую лоббистскую контору. Это прозрачный подконтрольный процесс. Лоббисты - профессионалы в том, чтобы донести информацию в нужной форме конгрессменам.
Вы представляете, в США конгрессмены работают на избирателей, реально зависят от них. Я однажды в шутку предложил своему знакомому конгрессмену "передать карточку для голосования другому". Он позеленел: "Ты что! Если об этом узнают мои избиратели, я кончился как политик". Поэтому лоббисты должны найти подход к каждому конгрессмену, причём подход в смысле "убедить в том, что его конкретным избирателям принятие лоббируемого законопроекта пойдёт на пользу".