Экономика

Время маленьких радостей. Каким запомнился 2025 год алтайским ретейлерам

Времена, когда ретейлеры из Алтайского края могли спокойно строить бизнес, не думая о глобальных проблемах и конкурентах среди игроков федерального рынка, давно прошли. Широкое применение получили технологии искусственного интеллекта, окончательно сформировались симпатии клиентов к маркетплейсам и покупкам в интернете, а также изменились психология и структура потребления. Участники экспертного совета премии «Менеджер года», организованного ИД «Алтапресс», выделили и обсудили шесть ключевых тенденций в ретейле Алтайского края, которые определят 2026 год.

Экспертный совет премии «Менеджер года-2025» по ритейлу
Экспертный совет премии «Менеджер года-2025» по ритейлу
Анна Зайкова

1. Здоровое питание

Структура продаж в регионе уже несколько лет смещается в пользу продуктов, которые покупатели считают полезными и натуральными. На это обратила внимание Елена Абдулаева, начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

Доля непродовольственного сектора снижается из-за падения кредитной активности, но продовольственные продажи демонстрируют устойчивость. Во многом потому, что люди становятся внимательнее к качеству употребляемых продуктов.

Растет не только спрос на продукцию здорового образа жизни — диетические и органически чистые товары, — но и сама культура потребления, когда для покупки должно сложиться много факторов.

Покупатели все чаще смотрят на состав, происхождение и репутацию производителя. А также регион его происхождения. Отсюда — рост числа локальных алтайских брендов, выпускающих органическую продукцию.

В Белокурихе открыли мини-ферму.
Алина Пенигина

Ретейлеры тоже заметили эти тенденции и успели перестроить либо ассортимент, либо вовсе модели ведения бизнеса.

«Мария-Ра», как на экспертном совете сказала Леся Колтакова, руководитель отдела продвижения компании, увеличила линейку диетических батончиков. Также изменения не обошли стороной ассортимент охлажденного мяса и собственных торговых марок (СТМ). Сеть перестроилась под формат маленьких порций, а для СТМ постепенно увеличила качество продукции, чтобы удовлетворить потребности небольших семей.

«Мы начали большой проект по пересмотру всех собственных торговых марок, потому что увидели тренд на отказ покупателей от больших брендов в пользу СТМ, если они достойного качества и подходят им», — поделилась Колтакова.

2. Интерес к местным производителям

Если тренд на здоровое питание формирует часть покупательского поведения рационально, то любовь к местной продукции выходит за эти рамки.

В сети «Аникс» заметили, что алтайская молочная продукция стала побеждать федеральные бренды как минимум на полках их магазинов. По мнению основателя сети Юрия Никитина, люди готовы мириться даже с тем, что упаковка местных продуктов уступает аналогам от федеральных поставщиков и не цепляет глаз. Потребители голосуют в первую очередь за вкус, качество и свежесть продукции. Поэтому молочка из Алтайского края заслуживает лучших позиций в торговых залах на самых видных местах.

Магазин «Аникс».
ТД «Аникс».

1 марта 2026 года вступит в силу закон о «российской полке», который обяжет сети выделять лучшее место под отечественный товар. В «Аниксе» демонстрируют, что новая мера не так страшна, как кажется, ведь клиенты вполне естественно пришли к регулярному потреблению местной продукции.

В «Марии-Ра», чья география присутствия охватывает пять регионов, наблюдают особые проявления местного патриотизма.

«В Томске пьют исключительно томское молоко. Какого бы качества ни было алтайское, его ставить на полки бесполезно. Поэтому везде стараемся поддерживать местных производителей», — сообщила Леся Колтакова.

3. Деньги на счастье

Самая яркая тенденция, на которую обратили внимание эксперты премии «Менеджер года — 2025», — взрывной рост спроса на небольшие, но эмоционально насыщенные покупки. Ввиду ряда причин люди как никогда тратятся на фрукты, роллы, украшения, пиццу, товары для детей и животных.

«Мы задумались, а на всем ли покупатель готов экономить? Оказалось, что на удовольствии не готов, — рассказал Юрий Никитин. — В этом году люди так часто покупали манго, что мы продали три фуры, а в следующем году рассчитываем на шесть. То есть на удовольствии люди не экономят. Как и на здоровье, детях, кошках и собаках».

Эти слова подтверждает Дмитрий Линьков, сооснователь сети Dimmy Yammy: «Люди действительно не готовы сокращать расходы на маленькие радости и стараются хорошо питаться. Мы видим это по росту среднего чека. В этом году мы приняли решение ввести еще один продукт — пиццы, потому что у них особенно значительный рост, более 25%».

Экспертный совет премии «Менеджер года-2025» по ритейлу
Анна Зайкова

Роман Трефилов, директор компании «Альтерра», прокомментировал ситуацию с точки зрения консервации услуг потребительского кредитования.

Крупные покупки, в основе которых недвижимость и автомобили, стали недоступными. При этом рублевые доходы у значительной части населения выросли. Так что освободившиеся средства чаще направляются на получение положительных эмоций и, как следствие, быстрого эндорфина и окситоцина от ложного чувства, будто качество жизни не снижается. Всплеск именно этих гормонов в долгосрочной перспективе меняет целую психологию потребления.

4. Кризис офлайн-торговли

На фоне расцвета маленьких радостей, которые часто удовлетворяют посредством покупок на маркетплейсах, офлайн-­ретейл в непродовольственном сегменте переживает критические времена.

«Рынок ретейла, особенно одежды и обуви, просел капитально. Обувь прямо “мертвец”, если разобраться, — заявил Александр Георгиев, управляющий компанией “Глобус”. — Компании сами себя душат, уходя на маркетплейсы. Раньше человек покупал вещи в Zarina на 20 тыс., теперь он может на 10 тыс. купить то же самое, но в интернете. Зачем ретейлеры так делают, непонятно».

«Арена», «Европа» и другие торговые центры, которыми занимается «Глобус», ощущают это особенно болезненно.

Экспертный совет премии «Менеджер года-2025» по ритейлу
Анна Зайкова

Маргарита Сафронова, директор службы аренды компании «Первый», которой принадлежит торговый центр Galaxy, сообщила, что даже открытие новых точек не гарантирует увеличения трафика в галереях. Поэтому торговые центры вынуждены превращаться в гибридные пространства с большой развлекательной составляющей, где люди сначала с интересом проводят время, а уже потом покупают.

5. Готовая еда

Каждый, кто хотя бы несколько раз в неделю заходит в продуктовые магазины, заметил, что готовая продукция становится чрезвычайно популярной. Полки с выпечкой вымещают холодильники с колбасами и сырами, а без духовой печи не обходится почти ни один магазин.

Трансформация структуры потребления в пользу продукции быстрого питания легко прослеживается и на примерах алтайских ретейлеров. «Мария-Ра» расширяет ассортимент готовых и полуготовых продуктов. Холдинг X5, представленный в Алтайском крае сетью «Пятерочка», делает ставку на кулинарию собственного производства. «Аникс» вводит кулинарные цеха в магазины.

Гости «Пятерочки» могут получить более трех тысяч призов за покупки.
«Пятёрочка»

Экономически созревшее поколение Z формирует спрос настолько, что сети, по признаниям руководителей, меняют не только ассортимент, но и всю технологию организации торговли под вчерашних подростков.

«Студенты никогда не встанут за плиты. Они все равно купят готовое, — говорит Юрий Никитин. — И не будут экономить как минимум потому, что не умеют экономить».

6. Кадровый голод

Если в продажах и структуре спроса все меняется быстро, то кадровый кризис был и остается чрезвычайно большой проблемой. Военно-промышленный сектор поглощает не только триллионы государственных рублей, но и трудоспособное население, стремящееся найти вакансию с окладом как можно выше.

Роман Климов, директор дивизиона X5 в Алтайском крае, отметил, что рекордно низкая безработица значительно увеличила затраты сил и финансов на поиск новых сотрудников и удержание старых. Чтобы сохранить необходимый уровень сервиса, компания вынуждена регулярно повышать заработные платы и предлагать курсы по повышению квалификации.

Экспертный совет премии «Менеджер года-2025» по ритейлу
Анна Зайкова

По данным главы краевого управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Елены Абдулаевой, ретейл — одна из отраслей, где зарплаты в Барнауле растут темпами, опережающими средние по экономике.

Несмотря на это, сети продолжают испытывать острую нехватку персонала. Чтобы побороть проблему, в отрасли развивают технологии: кассы самообслуживания, мобильные приложения, системы прогнозирования спроса на основе ИИ, цифровизацию логистики, автоматизацию выкладки и списания товаров.

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

При подготовке материалов используются сервисы экосистемы для бизнеса Контур

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость