Пеликаны и ночной монумент
«Никогда бы не отправился в такую дальнюю поездку, но мой механик говорил: «А чего боишься? Машина же не ломается». Гениальная логика!» - так турист начал рассказ об очередном путешествии из Барнаула до Антальи и Фетхие на встрече «Клуба путешественников».
Верный конь Бесединых – иномарка теперь уже с пробегом под 400 тыс. км. Некоторые дни путешествия семья колесила на ней с утра до вечера. Другие – с долгими остановками на одном и том же месте до полунедели.
Первый акт поездки — Россия. «Звучит как что-то долгое и неинтересное. Но в первой же поездке это оказалось не так», — сказал Сергей.
Откровением стали калмыцкие степи, где мелководные озера отражают стаи розовых пеликанов, и невероятной красоты дацаны. «Увидел бы такие фото – спросил бы: "Это Монголия?". Я понял, что свою страну почти и не знаю», – добавил автотурист.
Еще одним открытием и кульминацией российского отрезка стал монумент «Родина-мать зовет» в Волгограде. Беседин отметил: «Я много читал о ней в школе, много знал – и не ожидал такого потрясения. Ночью, когда народу мало, только свет и она… Это незабываемо. Хочется испытать снова».
И особое удовольствие – поездка через Кавказ: «Просторы огромные! Горы и у нас не хуже. Просто здесь они по-другому сложены. Растительность, воздух, запах, климат все иначе. И невероятный Казбек, который редко когда увидишь не затянутым пеленой – из восьми раз нам удалось это всего дважды».
Родная дорога и балконы Тбилиси
Границу с Грузией пересекали с трепетом и словом «гамарджоба», от которого лица местных жителей обычно расплываются в улыбках. Знаменитая Военно-Грузинская дорога из школьных учебников для Сергея Беседина когда-то стала личным испытанием.
«На страницах книг она кажется просто дорогой. Но когда проезжаешь по ней на своей машине, вцепившись в руль на очередном крутом повороте, за которым пропасть, становится она совсем какой-то родной. Даже ямки некоторые помню», - отметил турист.
Тбилиси он называет особенным местом. «Такого количество старинных домов, будто вот-вот готовых рухнуть я нигде не видел. Но это только на первый взгляд: им больше ста лет, еще нас переживут, - сказал Сергей Беседин. – Приятно, что здесь реставрируют каменные церкви, монастыри, да и новоделы выглядят очень аутентично. Все старое, как новое и наоборот. Ходишь и не можешь понять: этому объекту 1 тыс. лет или он просто стилизованный».
Беседины с удовольствием проводили время в городе балконов, резных дверей, аромата хинкали… и невозмутимых водителей, которые пытаются разъехаться на крутых узких улочках.
«Это целый спектакль: нужно все бросать, садиться на тротуар и наблюдать. Все проходит виртуозно и терпеливо – водители если и не улыбаются, то хотя бы обычно не ругаются», - сказал автотурист.
Этим летом в Грузии семья открыла для себя городок Ахалцихе – в переводе «Новая крепость». Название актуальность несколько потеряло: одноименное сооружение возвели в IX-XII вв. «Сейчас его восстанавливают. Крепость очень большая, вся в лабиринтах, с мраморными колоннами. Очень впечатляет», - добавил Сергей Беседин.
Арарат на рассвете и каменный алфавит
В Армении семью автотуристов манил библейский Арарат. По дороге — древние хачкары – стеллы с изображением креста (с армянского название так и переводится «крест») и лазоревые воды Севана, куда впадают «синие» притоки.
У подножия горы Арагац памятник армянскому алфавиту: 39 полутораметровых на бетонном основании, разбросанных то тут, то там. И скульптуры тех, кто создавал и развивал письменность.
«Только когда подъезжаешь к Арарату, понимаешь, насколько он на самом деле массивен и величественен, - отметил турист. - Мы наблюдали там рассветы — они особенные. А по пути к ним нас еще и встречали стаи аистов».
«Ездить по Грузии и Армении - одно удовольствие. Ни разу не заправились – с нашим бензином въехали, с ним же и выехали»
Турция: гостеприимство, «кабанчики» и Каппадокия
Из Армении в Турцию не попасть – сухопутная граница закрыта еще с 1990-х. Так что путь лежал снова через Грузию.
Север Турции поражает цветными горами – похожий пейзаж на алтайском «Марсе». В городах снова соседство нового со старым. Можно мимоходом пройти гробницы VI-IX века. Конечно, всюду минареты мечетей, древних и современных.
В магазинах – бесконечное число видов чайников, кофейников, турок. Чай продают в основном килограммами, упаковка в 200 гр. – это несерьезно.
«В хорошей маленькой гостинице каждый уважающий себя хозяин сначала спрашивает: "Чай будете?" И бежит его готовить, еще даже не взяв денег за номер», - сказал Сергей Беседин.
На улицах мужчины не стесняются достать турецкий барабан вечером и потанцевать.
На дорогах - свои сюрпризы: загадочный знак «82» (непривычное для нас значение ограничения скорости) и «кабанчик». «Их бывает так много, что кажется, они могут сбить машину с дороги», - заметил автотурист.
Финальный турецкий аккорд – Каппадокия, любимый регион Бесединых: «По утрам с земли взлетают, чуть ли не расталкивая друг друга, воздушные шары. С одной точки легко сосчитать сотню. Зрелище нереальное».
Здесь же древние скальные поселения – в некоторых обустраивают отели, вставляя в каменные арки стеклопакеты. Притягивают и римские города, по руинам которым можно бродить бесконечно: рассматривать надписи на латинском, изящные колонны, теперь поддерживающие воздух. И изучать фрагменты глиняного водопровода, который после реконструкции вполне мог бы функционировать и сейчас.
Бюджет, безопасность, бесконечность
В финансовом плане такое путешествие выходит вполне бюджетным, главная роскошь здесь – затраченное время. Впрочем, как отметил турист, если озадачиться и не засиживаться по пути у друзей, то из Барнаула до Тбилиси можно добраться за пять дней.
«На четверых за 35 дней ушло около 220 тыс. рублей. За все: бензин, смена машинного масла, еда, гостиницы - в Тбилиси можно снять комнату в центре и за 800 рублей, иногда даже с завтраком, - сказал Сергей Беседин. – Опасности? Отрицательного опыта не было. Максимум - в Грузии кто-то не хочет говорить по-русски, тогда переходим на английский. Но так всегда было, в целом отношение нормальное».
А вся автоэпопея началась с неосторожного обещания дочери съездить на машине по Скандинавским странам. Это было исполнено еще до пандемии.
С тех пор география путешествий на колесах только расширяется. «Кажется, что в Тбилиси уже достаточно прекрасно, пока не увидишь рассвет у Арарата. А там — пока не доедешь до Каппадокии. Это бесконечная смена впечатлений, — заключил турист. И добавил, глядя на карту: У нас только в Турции не охвачено 90%».