Разрыв между партой и стройкой
Главная претензия бизнеса к системе образования - ее оторванность от реальности.
«Выпускник вуза не может пользоваться геодезическим инструментом. Потому что лабораторно-техническая база устаревшая, что их до сих пор учат на перевернутых нивелирах с деревянной рейкой. Не секрет, что некоторые компании «просто рисуют» инженерные изыскания, потому что нет грамотных исполнителей», — констатировал Владимир Рябов, замдиректора по строительству компании «Жилищная инициатива».
Декан строительно-технологического факультета АлтГТУ Борис Черепанов подтвердил: «Одна из огромных проблем – старение материальной базы факультета. Если у нас будет оборудование, мы сможем сотрудничать с предприятиями, выполнять их заказы. Преподаватели получать дополнительную оплату, а студентов уже на этих проектах вовлекать в производство, чтобы они могли зацепиться и остаться».
Предприятиям предложили поучаствовать в обновлении технической базы. Владимир Рябов озвучил примерную сумму – 16,2 млн рублей, которая поможет заменить ядро оборудования, необходимого для студентов, которые изучают инженерную геологию и геодезию, обследование зданий и фундаментов. Участие в федеральных программах, вроде «Профессионалитета», требует внебюджетного софинансирования, и чем больше вклад бизнеса, тем выше шансы вуза получить поддержку.
Некому учить
К критической приближается ситуация с дефицитом преподавателей. Причина одна – размер зарплаты.
«Профессорско-преподавательский состав, как и материальная база, тоже не молодеет. Ученых «до 40 лет" у нас на факультете единицы», — говорит Черепанов. Николай Зайков, директор института архитектуры и дизайна АлтГТУ, добавляет: низкие зарплаты не позволяют привлекать практиков из отрасли.
«К сожалению, актуальный бюджет университета не позволяет вкладывать средства в развитие, - сказал он. - Потому что его огромный имущественный комплекс, самый большой в крае, просто съедает все средства».
Руководитель Архитектурно-строительного колледжа Виталий Баленко заявил, что готовить инженерных специалистов скоро будет некому.
Практикам предлагают прикрепить своего специалиста к каждому студенту, который пишет курсовую или дипломную работу. Это даст реальную тему выпускнику и решит конкретную задачу для компании.
«Почему, например, третьекурсник не может делать проект производства работ, чтобы не занимать писаниной квалифицированного специалиста? Это бы и опыт студенту дало, и допдоход преподавателю-наставнику», - заметил Владимир Рябов.
Руководитель СРО «Алтайские строители» Зинаида Герасимович предлагает снова проводить конкурсы проектов благоустройства для студентов – как для муниципальных объектов, так и коммерческих проектов, например, жилых комплексов.
Перемены системы
Надежд на грядущую реформу высшего образования в профессиональной среде пока не питают. Черепанов объясняет: переход к специалитету, запланированный на 2027 год, под большим вопросом - пока нет ни стандартов, ни программ. Они, кстати, станут более практико-ориентированными. К выпуску студент-строитель должен владеть дополнительными специальностями (например, каменщик, маляр) – теперь это будет обязательно.
Тем временем вектор образования изменился: добавились основы российской государственности, военная подготовка. Социально-гуманитарное ядро почти вытеснило профильные дисциплины с первых курсов на последующие.
«Конечно, мы не можем научить наших студентов так, чтобы они пришли в «Алтайгражданпроект» сразу ведущими специалистами. В любом случае, как и в советское время нужно, чтобы они начинали с простых задач и постепенно входили в процесс», - сказал Николай Зайков.
Спасти положение нельзя без прямого партнерства учебных заведений и производственных площадок, уверен председатель Союза строителей Александр Мишустин. «Нужно брать специалистов себе на предприятия, натаскивать – иначе другого выхода нет. Иначе уедут и все. Вуз один не решит эту проблему», — заключил он.


