Для принцессы Укока построят мавзолей

декабрь 18, 2008

В 2008–2009 годах "Газпром" направит на реконструкцию республиканского краеведческого музея, включающую сооружение мавзолея укокской принцессы, 350 млн. рублей. Лишь после этого мумия женщины, которую многие алтайцы считают своей прародительницей и требуют вернуть на родину, может быть передана музею без причинения ущерба находке.

Принцесса вернется на родину, а нитка газопровода Алтай – Китай и сопутствующая ему дорога пройдут по тем местам, где откопали Кадын**. Таковы параметры договоренности, заключенной правительством Республики Алтай и руководством "Газпрома". В 2008–2009 годах "Газ­пром" направит на реконструкцию республиканского краеведческого музея, включающую соору­жение мавзолея укок­ской прин­цес­сы, 350 млн. рублей. Лишь после этого мумия женщины, которую многие алтайцы считают своей прародительницей и требуют вернуть на родину, может быть передана музею без причинения ущерба находке.

Странная женщина

Какова истинная роль Кадын в истории алтайского народа, была она прародительницей или завоевательницей, еще предстоит доказать (исследование ДНК и реконструкция лица по черепу указывают на ее скифское (европейское), а не тюркское происхождение). Но то, что мумия, возраст которой более 2,5 тыс. лет, – бесценная находка для исследователей древних культур, сомнения не вызывает. И снова зарыть ее в землю ученые не согласны. По Закону "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" мумия алтайской принцессы является собственностью государства, а не республики. Но не считаться с мнением алтай­ского народа, для которого находка олицетворяет обращение к истокам его истории, нельзя.  

Выход из положения предложили сотрудники главного национального хранилища республики – краеведческого музея им. А. Анохина.

Римма Еркинова,
директор краеведческого музея им.А.Анохина:

Надо вернуть Кадын на Алтай, но не в землю, а в музей.

Замысел и воплощение

Соответствующий замыслам музейщиков проект реконструкции с залом для принцессы взялась разработать авторская мастерская известного на Алтае и в Сибири архитектора Евгения Тоскина "АМТ". Проект удался и в 2005 году был удостоен престижной архитектурной премии "Золотая капитель".

Прошло три года – и замысел начал воплощаться в жизнь. Сейчас во внутреннем дворе музея вовсю идут земляные работы. К началу декабря уже был завершен нулевой цикл под пристройку. А это ни много ни мало 2,5 тыс. квадратных метров, почти вдвое увеличивающих экспозиционные площади и создающих прекрасные условия для экспонатов, сотрудников, посетителей.

Евгений Тоскин,
архитектор:

Мы спроектировали зал принцессы так, чтобы она находилась ниже отметки земли и была таким образом как бы заново захоронена. Это "захоронение" будет выполнено в срезе за стеклянной стеной, а сама принцесса помещена в стеклянно-вакуумную капсулу. В таком состоянии после бальзамирования в московском Центре биомедицинских технологий, отвечающем за сохранность тела Ленина, она может храниться вечно.

Римма Еркинова,
директор краеведческого музея им.А.Анохина:

Это будет не традиционный выставочный зал, а усыпальница, пристроенная к основному музейному зданию. Над ней и под ней не должны ходить люди (по алтайским верованиям, нельзя ходить по голове погребенного), поэтому над залом не будет второго этажа. В помещении не будет искусственного освещения, а лишь приглушенный мягкий естественный свет, попадающий через стеклянный "фонарь" в верхней части склепа. Таким образом, будет создаваться впечатление, что принцесса возвращена внутрь кургана, из которого ее извлекли ученые.

Экскурсия

Татьяна Полтева, заведующая отделом истории музея, по нашей просьбе проводит воображаемую экскурсию по будущему музею. Она говорит, что после реконструкции здание будет прочнее, изящнее и просторнее. 

На третьем этаже по-прежнему будет размещаться экспозиция художественного отдела, но там станет на порядок больше экспонатов, совершенно новое оборудование и климат-контроль... В музее откроется цех по реконструкции археологических памятников, появятся современный конференц-зал, библиотека, кафе, детская комната. А преду­смотренный проектом лифт сделает музей доступным для посещения людьми с ограниченными возможностями передвижения.

Справка

Укок – высокогорное плато в Кош-Агачском районе, включенное ЮНЕСКО в 1998 году в число объектов природного Всемирного наследия.

В настоящее время мумия экспонируется в выставочном зале Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. 

Над проектом работали компании "АМТ", "Промгражданпроект". Руководитель и главный архитектор проекта Е. Тоскин, архитекторы В. Никольский, Я. Рагино, Н. Рагино, К. Никонов. Строительные работы по реконструкции ведет бийская компания "Монолит". Контракт на поставку уникального специализированного музейного оборудования заключен с немецкой фирмой "Райер", услугами которой пользуются музеи Московского Кремля.

Древняя, знатная, молодая

Принцесса Укока – одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века. В 1993 году ее нашла при раскопках кургана Ак-Алаха-3 на плато Укок (фото 1) археологическая экспедиция Сибирского отделения РАН во главе с Натальей Полосьмак, доктором исторических наук. В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось еще одно, более древнее. В погребальной камере (фото 2), замурованной в слое льда, археологи обнаружили мумию молодой женщины и шестерку коней под дорогими седлами и сбруей. Содержимое захоронения указывало на знатность погребенной. Лиственничная колода, в которую была помещена умершая, была заполнена льдом, поэтому мумия и ее погребальный наряд (шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик), а также многочисленные татуировки (фото 3) хорошо сохранились.

Цитата

"Типовое здание, в котором размещаются экспозиция краеведческого музея и картинная галерея, необыкновенным образом превращается в многоярусный динамичный объем. "Вихрь" скатных кровель и наклонные поверхности стен напоминают крутые горные склоны и таинственные курганы. Витражи галерей и внутреннего двора "растворяют" здание в окружающей среде".

(Из конкурсной презентации проекта.)