декабрь 22, 2008
В администрации Алтайского края 19 декабря был подписан документ, который касается всех региональных работодателей. Помимо повышения заработной платы им вменяются серьезные социальные обязательства перед рынком труда в целом и своими коллективами в частности. На фоне финансового кризиса и общего спада в большинстве отраслей руководители компаний вряд ли воспримут данную инициативу с радостью. Впрочем, у многих еще будет возможность официально отказаться от повышенных обязательств.
Михаил Хаустов
Документ называется "Региональное соглашение между Алтайским краевым советом профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и администрацией Алтайского края на 2009-2010 годы". Это официальный правовой акт Алтайского края. Аналогичные соглашения подписывались и ранее, но в текущих экономических условиях, когда речь идет о выживании, а не о росте предприятий, содержание этого документа вызывает у редакции газеты "Ваше дело" недоумение.
Обязательства сторон в соглашении расписаны на 13 страницах. Краевая власть берется выполнять ряд административных функций, которые в основном имеют довольно размытые формулировки либо касаются организаций бюджетной сферы. У крайсовпрофа будет тоже немало работы, связанной с "содействием", "проведением", "развитием", "участием" и т. д. В разделе "Обязательства Профсоюза" нет ни одной цифры и ни одного абсолютного показателя.
С обязательствами работодателей все гораздо интереснее. Они, например, должны "в 2009 году ввести не менее 17 тыс. новых рабочих мест, в 2010 году – не менее 17 тыс. новых рабочих мест". Зарплатные обязательства работодателей приведены . Кроме того, соглашение предусматривает, что в компаниях, где средняя заработная плата составляет менее 11,9 тыс. рублей, темп роста оплаты труда в 2009 году должен составить 26,4% (в барнаульском трехстороннем соглашении предусмотрен общий рост в размере 23%).
Вот еще некоторые обязательства работодателей, которые они принимают в условиях нарастающего экономического кризиса:
Трудовой кодекс РФ предусматривает, что действие такого соглашения распространяется на всех работодателей, включая тех, кто не принимал участия в его подписании. 19 декабря свои подписи под соглашением поставили руководители ведущих бизнес-объединений края.
Александр Вайс, исполнительный директор Союза крестьянских фермерских хозяйств, хотя и подписал соглашение, но прежде выдал весьма критичный комментарий: "Оно готовилось летом, когда еще не было ярко выраженных явлений, связанных с кризисом. Проект соглашения дошел до сегодняшнего дня без серьезных изменений. Две недели назад я вносил предложения по его корректировке. Нужно было корректировать дополнительные выплаты, прописанные в соглашении". По словам г-на Вайса, ранее "в некоторых районах такие соглашения не стали подписывать из-за кабальных условий. Забота государства чувствуется на уровне дотаций и строительства жилья для селян. Однако эта помощь не соразмерна с той нагрузкой, которая може лечь на работодателей".
По поводу увеличения рабочих мест сомнений нет. И зарплата в любом случае будет расти. В нашей отрасли рынок труда таков, что если этого не произойдет, то строительство будет "обезвожено".
Уставные документы отраслевых объединений предусматривают общие принципы и обязанности участников. В том числе и по исполнению трехстороннего соглашения в рамках социального партнерства. Предусмотрены там и санкции, но такие решения принимаются внутри самого объединения.
После этого высказывания о единстве подходов следует отметить, что Павел Нестеров, председатель АСП, также подписал соглашение, но данный шаг получил одобрение не во всех районных ячейках союза.
В условиях кризиса это соглашение будет как нельзя кстати, чтобы расправиться с дышащими на ладан предприятиями. У нас в районе мы нашли понимание с местной властью, что данное соглашение является фикцией. Ведь реальных объединений работодателей в районе нет. Я думаю, и в других районах оно проигнорируется, и на предпринимателей не будет оказано давление. Кстати, здесь нарушена ст. 2 Конституции, ведь данное соглашение – это принуждение.
Сейчас у работодателей, которые не ставили своей подписи под краевым соглашением, есть несколько вариантов. Во-первых, "начать соответствовать". Во-вторых, проигнорировать данный документ. В этом случае следует ожидать приглашений на административные комиссии, где с "несоответствующими" ведутся профилактические беседы. Евгения Трощий, которая входит в Барнауле в состав комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, говорит, что такие работодатели "фактически не несут никакой ответственности". Хотя понятно, что ни на какие преференции и поддержку со стороны администраций рассчитывать они уже не смогут.
Присоединение к соглашению – дело добровольное. И оно свидетельствует о социальной ответственности работодателя. Прелесть соглашения в том, что никто никого никуда не загоняет. Это акт гражданской зрелости. Если компания не выполняет обязательства, ее можно исключить из этого объединения.
Впрочем, норму о том, что стороны обязуются исполнять все предусмотренные обязательства, из текста соглашения никто не вырезал.
Наконец, третий вариант: в течение 30 дней с момента официального опубликования текста документа направить в краевую трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений мотивированный отказ от присоединения к соглашению. Правда, здесь придется указывать конкретные сроки, когда предприятие выйдет на "должный уровень", что впоследствии даст повод для нового административного воздействия.
Добавим, что в краевом центре отказаться от присоединения к соглашению не удастся. Как объяснили в мэрии Барнаула, текст документа был опубликован два года назад, так что "те 30 дней давно прошли". В то же время городское соглашение предусматривает дальнейшую корректировку "в зависимости от экономической ситуации в городе". Для сравнения, краевой документ гласит: "Обязательства и гарантии являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения".