Уцелевшая печать
Одна из важных дат в истории края — это 16 февраля 1726 года. В этот день Акинфий Демидов получил разрешение Берг-коллегии на разработку меди в окрестностях Колывани. Копию этого документа привезли из Москвы.
Главными героями презентации стали бумаги, что хранятся в Барнауле. Гостям показали два уникальных дела, которые теперь выглядят как новые. Их восстановили томские мастера.
Первое — это так называемые «ревизские сказки» 1747 года. Если проще — это итоги второй государственной переписи населения Российской империи, которая прошла в 1744-1775 годах. Собирали информацию тогда только мужчин (они платили подати), но зато всех. И вот эти списки — самый старый документ в краевом архиве, по которому можно понять, кто жил на территории Колывано-Воскресенского округа в середине XVIII века. Там есть и мастеровые люди с демидовских заводов, и государственные крестьяне, и приписные. Эти листы пережили все.
Второй документ — это приговор военного суда (тогда это называлось «сентенция») от 3 апреля 1764 года. Ценность его в том, что на нем стоит Ивана Ползунова — изобретателя паровой машины. Но главное — там сохранился сургучный оттиск его личной печати. Это единственный известный экземпляр, больше ее нет нигде.
Исцеление раритетов
Документам почти 300 лет, и до недавнего времени они были в ужасном состоянии. Бумага ветшала, были утраты, следы плесени. В архиве признаются: своими силами спасти их было нельзя — нет ни оборудования, ни таких специалистов. Раньше, чтобы люди могли работать с информацией, в 80-е годы сделали микропленку, потом, в 2000-е, отсканировали. Но оригиналы все равно ветшали.
Тогда обратились в Томск, в Региональный центр консервации документов при научной библиотеке университета. Там провели «хирургию». Утраченные части бумаги восстанавливали на специальной машине — доливали бумажной массой, подбирая ее в тон оригиналу. Листы очистили, укрепили разрывы. А потом дело сшили заново — так, как это делали в XVIII веке, на льняных шнурах. Корешок обтянули телячьей кожей. Теперь эти книги могут лежать в хранилище еще столетия.
Для Барнаула сохранение этих раритетов важно, поскольку город был столицей горного ведомства. Сюда стекалась вся документация с заводов и рудников. И горное начальство с самого начала очень трепетно относилось к бумагам. В те времена единственным каменным зданием в поселке Барнаульского завода было то, где хранили выплавленное серебро и архив. Когда решили строить первое двухэтажное каменное здание, его тоже отвели под архив (правда, его смыло наводнением 1793 года, но архив потом снова отстроили специально). Традиция беречь документы закладывалась с самого основания.
И сейчас эта она продолжается — на реставрацию выделили деньги.
Электронное хранение
«Ревизская сказка» 1747 года — уникальный случай. Это копия, которую делали для горного начальства. Оригиналы этих списков отправляли в уездный центр, в Кузнецк (современный Новокузнецк). Они там сгорели или потерялись. Их нет ни в Новокузнецке, ни в московских архивах.
Том, который лежал в Барнауле, — единственная сохранившаяся запись о населении огромной территории от нынешнего Алтая до Новосибирска, который чудом уцелел и теперь обрел вторую жизнь.
Раньше с этими документами работали исследователи, брали их в руки, видели, в каком они плачевном состоянии. В свободный доступ оригиналы уже не выдадут. Есть цифровые копии, есть сканы — их и будут предоставлять для изучения. А сами отреставрированные книги уберут в хранилище.


