декабрь 24, 2008
– Мы взяли на вооружение систему Райкина: зачем балерина крутится зря – приделаем к ней динамо-машину! Ребенок постоянно движется, поэтому весь учебный процесс мы приделали к этой маленькой "балерине" и получили совсем других детей, – Владимир Базарный, врач и педагог, объясняет, на чем основаны разработанные им принципы здоровьесберегающего обучения.
– В России нет здоровых выпускников школ. Существующая система медицинских осмотров формальна и только ведет отбор для лечения в поликлиниках, не давая никакого представления о качестве работы школ, детских садов по сохранению здоровья. Она не учитывает начальные стадии болезней.
В ХХ столетии все школьные реформы были направлены на то, чтобы изъять воспитание из школы и запрограммировать ребенка, дать ему сумму знаний. Как результат – после реформ в 60–70-е годы рост психических расстройств среди выпускников школ вырос в 12(!) раз.
– Детки в три-четыре года – творцы. Они, как муравьи, мастерят, конструируют, ломают. А мы их этого лишаем, усаживаем за книжечку!.. Но творческий разум не рождается от суммы информации, его рождают творческие руки. Сегодня мы безрукое поколение, и у детей массово наблюдается атрофия лобных отделов головного мозга. Первый симптом "катастрофы безрукости" – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Один из моих тестов: деточки, нарисуйте тему, которую вы узнали на уроке. Удивленные глаза! И сразу начинают договариваться: а мы можем что-то другое нарисовать?.. На 80–90% существующая система образования заставляет учителя давать уроки, лишенные образности. Так формируется с первого класса попугайничанье – самое страшное оружие массового психического поражения.
В результате 60–70% детей через год обучения в школах имеют начальные проявления психических нарушений.
– В Югре я просил показать лучший садик, самых здоровых детей. Когда ко мне привели старшую группу, я смотрел детские спины. Брал детей под мышки, чуть приподнимал – хруст на весь зал. Старческий позвоночник! Тогда я прошел по садику и увидел: деточки сидят на стульчиках – удобные, легко контролируемые, они не мешают нам жить. Но если руку подержать в гипсе два месяца, последствия останутся на всю жизнь, а мы "запротезировали" все тело. Поэтому в первую очередь мы всегда просим детские учреждения убрать стульчики – раз и навсегда.
Из-за того что дети вынуждены сидеть на уроках, у них угасшая энергия, обменные процессы идут вяло. Школьники ищут, где бы сесть, – в автобусе, на стадионе… Стартовая энергия для них – телесная вертикаль, постоянное движение на уроке. Выдерните этот краеугольный камень, и даже обычная физкультура станет вредной.
8 школ в Рубцовске, Славгороде, Новоалтайске, Быстроистокском и Тальменском районах работают по системе Владимира Базарного.
За несколько лет, которые мы работаем по системе Базарного, ухудшение зрения было только у одной девочки. Стали выяснять – оказывается, она проходит лечение у физиотерапевта! Наши парни все под метр восемьдесят, правильного телосложения, девушки без лишнего веса. И это при том, что у нас коррекционная школа и приходят дети с ослабленным здоровьем.
За конторками мы работаем с 2004 года, и мой вывод: у детей нет желания сидеть. Мои дети артистичны, с хорошей дикцией, поставленной речью. У них нет проблем с осанкой, количество соматических заболеваний уменьшилось в три раза. Здоровьесберегающие технологии помогают им учиться с интересом. Ну а тренажеры для занятий по системе Базарного мы сделали вместе с родителями. Педагогу сельской малокомплектной школы вполне под силу создать условия, чтобы у ребенка была полная свобода восприятия мира.
Владимир Базарный – врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, руководитель Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования (Сергиев Посад). По системе здоровьесберегающих технологий Базарного работают около 500 школ и садов в разных регионах России. В Республике Коми и в Ставропольском крае его программа положена в основу региональной образовательной политики. В Барнауле Владимир Базарный побывал в середине декабря – участвовал в конференции педагогов "Здоровое развитие детей", организованной при поддержке депутата Госдумы Александра Терентьева.
В Великую Отечественную войну народ стал здоровее. Качество жизни человека – это сила его духа, крылья, которым подчинена вся вегетативная и инстинктивная система. А сейчас многие говорят: улучшим питание, условия в школах… Самые богатые семьи Москвы, элитные гимназии, на одного учителя 10 учеников, каждый день танцы, фитнес, но итог, по данным авторитетного педиатра России Александра Баранова, печальный: у 85% старшеклассников глубокие нервно-психические расстройства, у 90% – патологии сердечно-сосудистой системы.