Сказки меняют жизнь

январь 2, 2009

Все, что вызывает у нас дискомфорт "записывается" в правом полушарии мозга в виде чувства. К такому выводу пришли психологи, и со временем это вылилось в отдельный вид профилактики различных психических расстройств – сказкотерапию. Ведь именно в сказочной форме с детьми идет разговор "на языке правого полушария", то есть на языке аналогий и метафор, создаются новые красивые образы, и в то же время на поверхность вытаскиваются негативные чувства, опять же в виде образа.

Итак, пока есть время – зимние каникулы, может, стоит поиграть со своим ребенком в сказки? Это увлекательный процесс, который не только способствует развитию фантазии у чада и вашему более близкому и качественному познанию друг друга, но и может избавить сына или дочь от ряда комплексов и страхов. Если они есть, конечно.

Когда начинать?

Сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Увы, некоторые мамы и папы считают, что они современным детям не нужны.
Но даже в домашних играх, представленная в виде игры воображения, сказка способна проникнуть очень глубоко и отразить, якобы в вымышленных образах и персонажах, самые тайные пружины психики попавшего в затруднение человека.

Например, в четыре года у ребенка начинается активный процесс образного мышления. Образы - это уникальные мыслительные конструкции. Как же они возникают у маленького человека?

Анна Бычкова
руководитель семейного развивающего центра "Виватошка":

Мы с детьми всегда сначала учимся составлять словесные образы. А поскольку чувства бывают не только положительными, но и отрицательными, то образы получаются в итоге не только радостными, но и пугающими. Так вот, одна из наших главных целей -преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красивым, спокойным и радостным. Ведь спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.

В сказках, которые мы сочиняем с детьми, присутствует не реальный мир, а то впечатление, которое он на ребятишек производит, то есть они "строят" свое внутреннее состояние, свой психический (духовный) мир. А чтобы описать его, они ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий и, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом о своем внутреннем состоянии. Вот почему мы сочиняем сказки!

Как сочинить?

Сказка, как повелось, начинается с присказки. Когда присказка готова, придумывается герой. Например, дети-дошкольники любят делать героями сказок игрушки, маленьких зверей или маленьких человечков. А старшие ребятишки стараются брать более сложные образы: принца, принцессу, фею. Но все дети одевают героев по своем вкусу, селят их в дом своей мечты и кормят тем, что любят сами.

Новоявленный герой наделяется волшебной силой - она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки - злым героем. А он обязательно будет, также, как будет путешествие, трудности, заветная цель и награда в конце.

Так вот, когда сказка готова, нужно быть готовым к тому, что "жить" в ней могут самые невероятные персонажи. А уж их поступки или ситуации, в которые они попадают, могут показаться заботливым родителям, а порой и специалистам, мягко говоря, совсем неожиданными. В этом случае "страшилку" необходимо постепенно изменить: делаем негатив поменьше, посимпатичнее, "попушистее", наряжаем персонажей в красивые или смешные одежды или придумываем им веселый нрав.

Принципы сказкотерапии

Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Если счастливый конец сказки обеспечен, то вместе с ним жизнь ребенка станет полнее, радостнее. Это благотворно отразится и на его здоровье.

Самое удивительное, что отмечают психологи, у детей, прошедших курсы сказкотерапии и даже у тех, кто просто сам сочиняет добрые сказки, исчезают хронические насморки и кашли.

Анна Бычкова
руководитель семейного развивающего центра "Виватошка":

Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка — это поле напряженной битвы добра и зла. Учтите, что если родители по тем или иным соображениям лишают ребенка этого пласта культуры, они обделяют его как эмоционально, так и интеллектуально. В результате в развитии ребенка наблюдаются очень серьезные, порой невосстановимые пробелы. Через них он в определенном возрасте осваивает мир, познает людей и нюансы человеческих отношений. Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд.

Результативна сказкотерапия и в работе с "особыми" (в частности, умственно отсталыми) детьми. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Конечно, необходимо при этом учитывать особенности детей. В частности, гиперактивного ребенка, который постоянно отвлекается, лучше заинтересовывать иллюстрациями, подбирать сказки в стихах. Пассивных детей необходимо вводить в мир сказок таинственно, осторожно, говорить шепотом. Например, предложите ребенку представить себе, что он находится в определенной сказке и рассказать, какие образы возникают перед его внутренним взором.

Чему учат сказки?

Не послушался Иванушка Аленушку — и стряслась беда. Пожадничала старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке" — и осталась ни с чем. А, например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребенка.
 

Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в  поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом с ребенком. Этот метод, развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.

Как считают психологи, сказки играют очень важную роль в жизни человека. У детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности - некая картотека, библиотека жизненных ситуаций. Специалисты называют такие сказки социальными. Динамика развития сюжета волшебной сказки формирует у человека представление о том, что с ним будет происходить в течение жизни, с какими непростыми ситуациями он может столкнуться, какие его ждут искушения на пути, какие препятствия и каким образом он сможет их преодолеть.

Психологическое воздействие при этом очень мягкое и не вызывает жесткой привязки к психотерапевту в отличие от психоанализа. Здесь человек практически все делает сам, а мы ему только помогаем.

Как показывают последние исследования, сегодня вряд ли можно встретить психолога, психотерапевта или педагога, который бы не использовал в своей работе сказки. Ведь в них зашифрованы базовые жизненные ценности, без которых нам не обойтись.