3G не пришла, iPhone не порадовал

январь 2, 2009

С точки зрения общероссийского масштаба уходящий год был богат событиями на рынке мобильной связи. Но в Алтайском крае в данном сегменте не произошло изменений, способных по значимости составить серьезную конкуренцию информационным поводам из других отраслей. Тем не менее участники рынка фиксируют динамику роста по многим показателям, в особенности увеличение числа пользователей мобильным Интернетом и объема трафика.


Олег Богданов

Местные представители рынка мобильной связи в качестве основных в своем сегменте отмечают прежде всего события федерального значения. Такие как запуск сетей 3G во многих регионах России, приобретение контроля над сотовыми ритейлерами со стороны операторов мобильной связи. А также начавшийся процесс универсализации операторов, которые помимо сотовой связи стали предоставлять ряд смежных услуг. Кроме этого, большинство упоминают мировой финансовый кризис, который отразился и на сфере телекоммуникаций.

Что касается края, то из сколько-нибудь заметных событий можно вспомнить покупку компанией "ВымпелКом" местного оператора фиксированной связи "Алтайгриф" и начало продаж iPhone 3G, которое совпадало с общероссийским стартом. Причем последствия изменения собственника "Алтайгрифа" рынок почувствует, вероятнее всего, только в следующем году. А начало продаж iPhone, как известно, не оправдало ожиданий. Хотя нужно отметить, что не только операторы, заключившие соглашения с Apple, но и сотовый ритейл ждали от этого события рыночных изменений. Например, еще в августе в интервью "ВД" Евгений Карья, начальник отдела маркетинга группы компаний "Салоны связи" (торговая марка "Дивизион"), говорил, что приход iPhone, возможно, несколько встряхнет переживающий стагнацию рынок сотового ритейла.

Но этого не произошло. Как не случился и запуск сетей третьего поколения, о котором в I полугодии говорили в Барнаульском филиале "ВымпелКом". Напомним, что "Билайн" планировал запустить 3G в крае уже в конце текущего года. "Долгосрочные проекты могут быть скорректированы, в том числе и по срокам, так как меняются внешняя среда, условия, в которых работают рынок и наша компания", – пояснил ситуацию технический директор Барнаульского филиала "ВымпелКом" Алексей Бец.

Процесс развития мобильной связи в крае все-таки продолжался. Он выразился в увеличении востребованности неголосовых услуг, в частности доступа в Интернет (см. таблицу). Кроме того, расширялась зона покрытия сетей, велась работа над улучшением качества связи, увеличивалось число дополнительных сервисов, а цена на услуги снижалась.

На следующий год эксперты рынка прогнозируют дальнейший рост интереса пользователей к неголосовым услугам, в частности к мобильному Интернету. Дополнительным стимулом для роста этого интереса должны стать сети третьего поколения. Алексей Бец сообщил, что "Билайн" начнет тестировать 3G в Алтайском крае в I квартале 2009 года. О планах запуска 3G в следующем году заявляла также компания "МТС". По словам Андрея Панина, коммерческого директора филиала "МТС" в Алтайском крае, эти планы остаются в силе.

Многие ждут развития и других общефедеральных тенденций. "В 2008 году мобильные операторы сделали первые шаги в области продаж оборудования под собственной торговой маркой, частично начали контролировать розницу, а также начали предоставлять услуги местной связи и доступа в Интернет. В течение ближайших двух-трех лет данный тренд будет доведен до своего логического завершения", – полагает Сергей Абрамов, директор Алтайского отделения "МегаФон-Сибирь". С ним согласен и Андрей Семенов, директор Барнаульского филиала "Вымпел­Ком". "Слияния и поглощения – вот что было наиболее заметно на рынке, – отметил он. – Для усиления своих позиций операторы приобретали новые активы, укрепляли базу, создавали задел на будущее. Результаты деятельности игроков рынка, несомненно, скажутся на перспективном развитии всей отрасли".

 

Билайн

МТС

МегаФон

Скай Линк

Алтайсвязь

Абонентская база

Демонстр.

динамику роста

Выросла на 15%

Выросла в 2,3 раза, со 115 до 260 тысяч пользователей

Демонстрировала значительный рост, особенно во втором полугодии

Увеличилась в три раза

Объем трафика

Увеличился на 410%

Увеличился в 2,5 раза

Увеличился почти в три раза

Трафик на одного абонента составляет 500Мб

Количество пользователей Интернетом

Увеличилось в 2,2 раза

Выросло на 65%

Интернетом пользуются 13% абонентов, их ежемесячный прирост в 2008 году составлял 8,7%

Увеличилось в два раза

Источник: таблица составлена по данным, предоставленным компаниями