декабрь 30, 2009
Известно, что первой жертвой войны становится правда. Журналисты во время конфликтов политикам и военным только мешают. Они пристают с ненужными вопросами, путаются под ногами и лезут на рожон.
Во время августовского конфликта в Южной Осетии погибло трое журналистов (Гига Чихладзе и Саша Климчук из Грузии, Стан Сториманс из Голландии) более десяти были ранены.
И это не все жертвы. Неизвестно сколько еще нашего брата стало заложником и жертвой войны информационной. Помните, как быстро были мобилизованы "центральные" СМИ, как полетели в эфир словесные бомбы: "агрессор", "убийцы", "блиц-криг" и пр.?
Журналисты умудрились "повоевать" на каждой из сторон: в Грузии, в России, на Западе и на Востоке… И надо признать, "небезуспешно" - пропаганда достигла своей цели. Зрители, читатели, слушатели им поверили, и в итоге вылепили из соседей образ врага.
Теперь военная горячка, слава Богу, спала, пришло время подумать о будущем.
Собственно, этому и была посвящена конференция, которая прошла в декабре в Тбилиси. Называлась она "ГЕНДЕР И МЕДИА, ВОЙНА И МИР: основные опасности и их преодоление". Ваш покорный слуга был туда приглашен от российской стороны. Всего на конференции было около двух десятков журналистов и общественных деятелей из Грузии, России, Украины, Армении, Азербайджана, Голландии.
Организатором конференции выступила Ассоциация журналистов "ГендерМедиаКавказ".
На журналистов собак навешивают всяких, и поделом. Дело наше и грязное порой, и неблагодарное. НО - все-таки оно становится (или не становится) таковым в силу того, кто и как им занимается. У меня неистребимый романтический подход и ощущение в профессии: мы можем и много хорошего, если захотим. С другой стороны, меня всю жизнь сильно тошнит от политики, всю жизнь я как могла сторонилась. Но - если ты не занимаешься политикой - политикам занимается тобой. Что мы и видим. Политика, которую делают другие, подступает под окна в виде войны, например. И что с этим делать? Надо же когда-нибудь с чего-нибудь начать. Но наша акция - не политика, все еще нет, отнюдь. Она только попытка что-то сказать тем, кто все еще делает эту политику единолично.
Мне лично очень ярко запомнилось выступление Темури Кигурадзе, корреспондента газеты Messenger. Это тот самый журналист, который с тремя своими товарищами поехал в самом начале войны в Цхинвали. Поездка кончилась гибелью двоих его коллег и ранением и пленом оставшихся.
За три дня мы успели обменяться мнениями, съездить в Гори и Телави, и конечно же, побродить по улицам Тбилиси.
В Грузии теперь – ни мира, ни войны. В приграничном с Южной Осетии районе – каждую ночь стреляют. Понять, кто стреляет и зачем, невозможно. "Стороны", как их тут называют не имеют друг с другом связи. То есть если раньше можно было из Гори позвонить в Цхинвали и спросить, то теперь связи нет никакой. Телефоны молчат. И чем дальше длится это молчание, тем страшнее людям. И об этом тоже говорят в Грузии и, наверняка – не только в Грузии, в Осетии, в Абхазии да и в других горячих точках Кавказа.
Итогом нашей конференции стало Обращение к президентам России и Грузии с требованием обеспечить безопасность мирных жителей, начать мирные переговоры, восстановить дипломатические отношения между двумя странами. Под Обращением подписались десятки журналистов и общественных деятелей России, Грузии и других стран.