декабрь 30, 2009
Рынок ритейла оказался под холодным душем финансовых проблем со второй половины уходящего года. Региональные операторы вынуждены были сокращать инвестпрограммы, однако тем или иным способом подавляющее большинство ритейлеров края удержались на плаву. А проблемы федеральных игроков, которые отказываются от планов по развитию сетей, сулят местным операторам обширное поле для деятельности в следующем году.
"Финансовый кризис можно назвать самым запоминающимся событием года", – сказала аналитик продуктовой сети "Тереза" Наталья Туркина. Компания открыла за год только два магазина в Барнауле и один в Новоалтайске. Причем последнее открытие долго откладывалось.
Директор продуктовой сети "Раздолье" Владимир Шпенглер говорит, что его сеть пополнилась только двумя магазинами. Учредитель компании "Параллель" Виктор Никулин вообще ведет речь о сокращении числа точек на 50%. Генеральный директор "Торгового двора "Аникс" Юрий Никитин хотя и реализовал за год планы по запуску 20 магазинов и 24 франчайзинговых супермаркетов "Корзинка" в сельской местности, отмечает: "На рынке есть четкие тенденции сворачивания работы неэффективных сетей. Финансово-экономическая ситуация направляет мысли руководителей компаний на качественные аспекты производственной деятельности".
"В начале года никто не ожидал того, что случилось в сентябре. Те инвестиционные проекты, которые были заявлены, выполнялись. Но в сентябре–октябре компании начали задумываться, стоило ли их начинать", – говорит гендиректор компании "Тип-топ" Иван Иванов. Планы по запуску двух его проектов в Барнауле и Заринске отложены на 2009–2010 годы. Владимир Шпенглер добавляет: "Мы не рассматриваем открытия новых магазинов в 2009 году. Компания сконцентрировалась на оптимизации расходов".
"Практика показала, что федеральным игрокам на рынке было сложнее, судя хотя бы по наличию товара на полках", – говорит Наталья Туркина. "На мой взгляд, федеральные сети перестали вести активную работу по расширению своих магазинов в Алтайском крае. Они сосредоточились в своих регионах и занимаются магазинами, которые уже были построены", – считает г-н Шпенглер. Иван Иванов знает о проблемах федералов на своем рынке: "От нас ушли новосибирцы и кемеровчане. Компания "Трэйс" существенно сократила число магазинов, "Россита" полностью свернула работу в Барнауле. В краевой столице было три магазина под этим брэндом. Надеюсь, в перспективе конкуренция сократится". Антон Титов, директор новосибирской компании "Обувь России", у которой в Алтайском крае работают 12 магазинов, рассказал, что предприятие пересматривает программу развития на 2009 год. "Мы меняем стратегию агрессивного роста на план повышения эффективности имеющегося бизнеса и уже работающих магазинов. Приостановлен сетевой проект Emilia Estra. В ситуации кризиса вкладываться в новые долгосрочные проекты достаточно рискованно. Поэтому мы сосредоточимся на других наших сетях – "Вестфалика" и "Пешеход". Еще одна причина этому – изменение потребительского спроса", – говорит собеседник.
Конец года, по оценке участников рынка, ознаменовался падением потребительской активности. Иван Иванов оценивает его в 15%. Наталья Туркина утверждает, что ожидала большего падения спроса, но точной цифры не называет.
"Люди берут более дешевые крупы. Перестали брать сыр. Нам придется пересматривать ассортиментную матрицу", – полагает Владимир Шпенглер. "Вторая половина текущего года показала, что средний сегмент цены в товарных линейках снижает свою долю в структуре чека. Он дрейфует в сторону более низкой цены. Исчезает так называемый "легкий покупатель" со средним чеком до 50 рублей", – говорит Юрий Никитин. С тем, что наиболее уязвимым оказался покупатель среднего ценового сегмента, согласен и Иван Иванов. Юрий Никитин прогнозирует, что число этих покупателей в розничных сетях будет уменьшаться. Наталья Туркина предполагает, что положение дел усугубится к январю.
Наиболее жизнеспособным розничным форматом, по мнению Юрия Никитина, в будущем году станет магазин "у дома". "Чтобы идти в гипермаркет, нужны свободные деньги. Соответственно, когда денежная масса на руках у потребителя, снижается и вероятность походов в большой магазин", – говорит собеседник. Супермаркет подразумевает большой выбор, высокий сервис и более высокую цену. В эпоху кризиса, по мнению Юрия Никитина, на первый план выходит не обилие товара. "В выигрыше дискаунтеры, которых в России нет. На втором месте магазины "у дома". Это в меньшей степени подверженный изменению формат", – резюмировал г-н Никитин.
В середине года аналитики и производители прогнозировали пересмотр отношений с сетями. Не многие пошли на увеличение отсрочек платежа, в результате чего полки магазинов порой пустовали. "Да, производители иначе разговаривают с сетями. Многие, особенно федеральные компании, направили нам письма с требованием сократить отсрочку платежа. Раньше она была две недели, теперь – семь дней. Для розничных сетей это не выгодно. Мы бы хотели оставить все на своих местах", – делится впечатлениями об обновленном рынке Владимир Шпенглер. Наталья Туркина говорит: "Нам пришлось расстаться с одним поставщиком, поскольку условия, которые он предложил, были неприемлемы. Отсрочку платежа никто не пересматривал, эти условия остались прежними".
30 октября компания "Елочка" подверглась штрафу 1 млн. рублей за незаконное строительство и ввод с эксплуатацию торгово-развлекательного центра "Европа" на Павловском тракте. В декабре текущего года "Елочка" получила разрешение на строительство первой и второй очереди "Европы". Формально ввод объекта в эксплуатацию намечен на январь 2009 года.
В ноябре ОПХ им. Докучаева отказалось от очередного иска к "Ленте" о сносе здания ее торгового центра в Барнауле. 17 сентября ОПХ по согласованию с Россельхозакадемией уже отказывалось от бессрочного пользования земельным участком, на котором построена "Лента".