декабрь 30, 2009
Над рабочим столом Сергея Мухортова, гендиректора группы компаний "Алтайский букет" и совладельца медицинского центра "Леге Артис", размещено высказывание американского бизнесмена Питера Друкера: "Когда вы видите успешный бизнес, это значит, что кто-то когда-то принял смелое решение". Сергей Мухортов давно привык реализовывать не совсем стандартные идеи и, соответственно, рисковать. К примеру, свой новый "подарочный" проект он назвал "Идите вы в баню!". Бизнесмен уверен, что продукция с таким лозунгом станет популярной, в том числе и за пределами региона.
– Сергей Алексеевич, вы, наверное, не случайно повесили над столом выражение Питера Друкера о смелом решении. А с какого решения начинался ваш бизнес?
– Компания "Алтайский букет" начиналась с того, что мы производили бальзам "Московия". И параллельно выпускали два-три наименования продукции. Это были 1997–1998 годы. Все шло нормально. Но вдруг мы узнаем, что компания "Феррейн" запатентовала название бальзама "Московия", несмотря на то что оно уже было запатентовано нами. Такое в России, к сожалению, бывает. Мы получили грозное письмо о том, что должны прекратить производство нашего продукта. После обсуждения ситуации в Москве с серьезными адвокатами у меня сложилось впечатление, что наше дело выигрышное на 100 %. Только это будет стоить $ 50 тыс. На тот момент мы производили бальзама "Московия" на $ 10 тыс. в месяц и возможности отстоять продукт у меня не было.
– Это и стало основным толчком для дальнейшего расширения спектра продукции?
– Прежде всего эта ситуация меня обозлила. Вообще, чтобы сложился какой-то бизнес и вот такое высказывание Друкера стало девизом, предпринимателя нужно обозлить. А злой предприниматель может и горы свернуть. В случае с бальзамом "Московия" нам был дан мощный толчок для развития. Сегодня мне жалко смотреть на некоторых коллег, которые в превосходной степени рассказывают о своих полулегальных, ничего не значащих фирмах. 11 лет назад научно-производственная фирма "Алтайский букет" начиналась именно с такого состояния. Несколько смелых и порой рискованных шагов определили ее дальнейшее развитие. Один из шагов – покупка в 2000 году полуразрушенного "Боровихинского перерабатывающего завода". Сама фирма тогда еще была очень слабой. Нам нужны были как производственные помещения, так и специалисты-пчеловоды. Но, несмотря на грандиозный потенциал, на тот момент пчеловодство в крае было крайне слабым. Я выступал одним из инициаторов создания Алтайского научного центра пчеловодства. С благословения Александра Сурикова, который на тот момент был губернатором, центр был создан. Будучи его директором, я посещал выставки различного уровня, в том числе и зарубежные. Уже тогда я понял, насколько алтайский мед, натуральные масла, травяные бальзамы и продукция пантового мараловодства востребованы в мире.
– Идея корпоративных подарков, как я понимаю, пришла намного позже, но она непосредственно связана с этим периодом?
– Конечно. Мы пять раз были на "Зеленой Неделе" в Берлине. Когда создавали первую экспозицию, пришли к выводу, что товар нужно не просто показывать, но и правильно позиционировать. Первым шагом к этому стали деревянные бочонки для меда. А постоянные просьбы эстетично упаковать брэндовую продукцию Алтая навели на мысль создать подарочный набор, включающий в себя самые известные продукты и специфичные сувениры. Это был уже 2004 год. Так появился "алтайский чемоданчик", без которого последние три года не обходится ни одно значимое событие в жизни края. Алтайский мед, травяной бальзам, облепиховое, кедровое и пихтовое масла, видеодиск об Алтае, набор открыток, сувенир Колыванского камнерезного завода – вот лишь некоторые вложения этого презента.
В дальнейшем наши партнеры по бизнесу, клиенты и знакомые предприниматели из Новосибирска, Томска, Иркутска и других сибирских городов в очередной раз укрепили нашу мысль об успешности проекта. Все они каждый раз перед важной командировкой или значимым мероприятием ломали голову над подарком. Ведь не секрет, что оригинальный и изысканный презент способен произвести неизгладимое впечатление на получателя, избавить от напряженных переговоров и значительно быстрее урегулировать сложный вопрос. Сможет ли банальная бутылка дорогого алкоголя урегулировать сложный вопрос быстрее, чем оригинальный подарок? Сомневаюсь, что в наше время это удастся. Сейчас бизнесмена удивить достаточно сложно. А наша основная задача, которую мы ставим перед собой при разработке новых наборов, – удивлять.
Серьезным толчком к развитию этого направления было предложение наших иркутских коллег о совместной разработке подарочного набора вип-уровня и эконом-класса для Байкальского региона. Через несколько месяцев общими усилиями нам удалось выпустить "хитовые" наборы. Это элитные подарочные кейсы "Золотая коллекция Прибайкалья" и "Дары Прибайкалья". Чуть позже на волне успеха в продажах появлялись подарочные наборы для Томской области, для Новосибирска и Омска, сейчас в разработке находится набор для Кемеровской области.
– Два года назад подарочное направление у вас переросло в самостоятельное подразделение "АлтайБрэнд", которое непосредственно работает с корпоративными клиентами. Какая доля в статье доходов приходится на корпоративные подарочные продукты сегодня?
– На долю подарочных предложений, конечно, приходится меньшая часть выручки по сравнению с реализацией остальной продукции. Компания "Алтайский букет" выпускает около 200 наименований продукции, а "АлтайБрэнд" – около 20.
– Вы планируете изменить это соотношение?
– Планируем, но сегодня приходится очень взвешенно подходить к этому вопросу. На дворе кризис, и основные наши покупатели – крупные компании – испытывают серьезные финансовые проблемы. В таких условиях я бы не рискнул создавать такие проекты, как, например, подарочный набор "Из России с любовью". Любой новый проект связан с инвестированием средств и напряженным "мозговым штурмом". К примеру, в разработку российского подарочного комплекта мы вложили, по моим самым скромным расчетам, около 2 млн. рублей. Я уже не говорю о том, что мне самому приходилось ночами писать статьи о наборе и продумывать отдельные мелочи в оформлении. Сейчас, однако, сложилась сильная команда, которая занимается разработкой новых наборов самостоятельно.
– Вы начали рассказывать об одном из главных ваших проектов "Из России с любовью". В этом комплекте объединены брэндовые изделия, которые производятся почти на 20 различных предприятиях. Как удалось это сделать?
– Практически каждого поставщика сувенира или вложения для набора мне пришлось посетить лично и рассказать о своей идее. И знаете, руководители предприятий с воодушевлением восприняли идею собрать в одном наборе самые известные сувениры и продукты различных регионов нашей страны.
Но и проблем было предостаточно. Не всегда легко было договориться с производителями о поставке того или иного вложения, ведь семеновскую матрешку, стопки с хохломской росписью, холуйские шкатулки и знаменитые гжельские изделия мы заказываем только у основоположников промысла. Очень долго не мог найти маленькую бутылку водки в набор, пока случайно не увидел в самолете водку как раз нужного размера.
– Сегодня многие компании сокращают бюджеты, в том числе и на корпоративные новогодние подарки. Отразилось ли это на вашей деятельности? Есть ли прямые отказы от заказов?
– Конечно есть. Даже по тем заказам, которые обсуждались еще летом. Были случаи, когда корпорация оплачивала 50% от договора на 1 млн. рублей, а из-за сложившейся ситуации не могла оплатить оставшуюся часть заказа. Причем речь идет о крупных холдингах, на которые и ориентирована компания "АлтайБрэнд". Сейчас приходится думать, как не потерять тот объем, который наработали за год. Крайне важно суметь быстро перестроить свою деятельность, поэтому пока мы делаем акцент на региональные подарочные наборы.
Но я уверен, что подарочное направление во время кризиса не упадет, а будет развиваться. Выживут те компании, которые предлагают действительно небанальные вещи. Ведь теперь корпорациям все сложнее и сложнее урегулировать рабочие вопросы на тех же условиях, что и раньше, все рискованнее браться за новые проекты. И компании будут вынуждены привлекать дополнительные инвестиции, в том числе за счет установления новых контактов. А для организации подобных встреч наши подарки будут востребованы.
На одном из серьезных мероприятий краевого масштаба я сообщил, что на компанию "Алтайский букет" повлиял финансовый кризис, потому что мы интегрированы в мировую экономику. Надо мной посмеялись. Но так оно и есть: мы сегодня поставляем продукцию за рубеж, работаем с немецкими партнерами по выпуску облепиховой продукции.
– Значит, вы не отказываетесь от подарочного направления. Какие новинки планируете предложить клиентам в ближайшее время?
– Каждый продукт требует скрупулезного подхода. Гораздо проще взять готовую идею, поместить свое предложение в уже придуманную кем-то упаковку. Вот перед вами березовый веник для бани в абсолютно новой упаковке. (показывает.) Ее я сделал за ночь. Сел и нарисовал. А обдумывал я эту идею два года. Клеил различные коробки, ходил по супермаркетам, смотрел отделы с банными принадлежностями. Но ничего необычного для упаковки веников не нашел. И этим летом я придумал то, что хотел. Теперь мы создаем новый подарочный набор "Идите вы в баню!" Название уже есть, основные вложения подобраны. Но пока я никак не могу придумать, какая будет упаковка у такого комплекта.
– По нашим данным, Госдума приняла законопроект, согласно которому подарки госчиновникам не могут быть дороже 3 тыс. рублей, иначе они будут переходить в собственность государства или считаться взяткой. Прокомментируйте принятое решение.
– Вообще-то я "думцев" просил, чтобы они установили предел в 4 тыс. рублей. Наш самый дорогой подарочный набор стоит как раз
4 тыс. рублей. (смеется.) Хорошо, мы – фирма частная, гибкая, сделаем наборы стоимостью до 3 тыс. рублей. Я считаю, что подарки – это не взятка, это благодарность. Россия – уникальная страна, у нас очень часто из крайности в крайность впадают. Поэтому у нас в процессе борьбы с коррупцией вполне могут запретить и подарки дарить.
Мне года два назад один высокопоставленный чиновник из налоговых структур сделал комплимент: "Сергей Алексеевич, вы еще до конца не оценили, что вы создали. Как сегодня решать вопросы в Москве? Приходишь с пакетом, тебя секретарь останавливает: пакет оставьте, сами проходите. Если пакет не оставляешь, то показывают на ту дверь, в которую вошел. В кармане, кроме денег, ничего не пронесешь, а конверт – это уже взятка. С большим портфелем и то не всегда можно. А с дипломатом, как ваш, зашел, секретарь посмотрела и пропустила. А назад вышел без чемоданчика".
Сергей Алексеевич Мухортов родился 11 июля 1960 года в Новоалтайске. Окончил Алтайский государственный медицинский институт по специальности "Лечебное дело". Позже продолжил обучение в ординатуре по специальности "Медицинская радиология и рентгенология", которую окончил в 1989 году. В течение семи лет начиная с 1990 года Сергей Мухортов работал в фирме "Алфит", созданной им совместно с Василием Кошелевым и Сергеем Корепановым. В 1997 году г-н Мухортов организовал компанию "Алтайский букет", где сегодня занимает должность генерального директора. В 2003 году он открыл медицинский центр лазерной косметологии "Леге Артис", где сегодня является соучредителем. Спустя три года создал структурное подразделение группы компаний "Алтайский букет" – "АлтайБрэнд".