январь 23, 2009
"Нам, предпринимателям, надо Нобелевскую премию давать за то, что с 1990-х годов мы сохраняем производство, ищем заказчиков. И нас же еще заставляют перед кем-то отчитываться!" – столь эмоционально руководитель швейной компании "Авангард плюс" Маргарита Кропотина отреагировала на новость о вступлении в силу с 1 января новых "антикризисных" поправок в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации".
Предприниматели считают, что отчетность перд органамизанятости не поможет снизить напряженность на рынке труда, уменьшить количество простоев на предприятиях. Это возможно лишь при нормализации экономической ситуации в стране.
Олег Богданов
В соответствии с ними расширился перечень случаев, когда работодатель обязан уведомлять органы занятости. Эта мера изначально была направлена на нормализацию состояния на рынке труда. Однако представители бизнес-сообщества называют новации неудобными и бесполезными.
Поправки обязали работодателей письменно информировать центры занятости о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановки работы (простое), предоставлении работникам отпуска без сохранения заработной платы. Предприятие обязано сделать это в течение трех рабочих дней с момента принятия решения. Уже разработана типовая форма для уведомления органов занятости. В частности, в ней должны указываться среднесписочная численность работников, причина и дата принятия решения.
Как рассказал Николай Мошков, заместитель начальника отдела информации и консультации Центра занятости населения Барнаула, их организация разослала по предприятиям краевой столицы информацию об изменениях в закон о занятости, а также утвержденную форму подачи информации о неполном рабочем времени и простое. "Информация уже стала поступать. Сейчас мы ее обрабатываем", – рассказал он.
Отметим, что за нарушения требований органов занятости работодателя ждет ответственность. Как пояснили "ВД" в Управлении Алтайского края по труду и занятости населения, ст. 19.7 КоАП предусматривает наказание за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган или должностному лицу сведений, представление которых предусмотрено законом. Также запрещено предоставлять информацию в неполном или искаженном виде. За нарушение этих требований должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей, юридических лиц – от 3 до 5 тыс. рублей.
Сами работодатели оценивают новые требования об информировании органов занятости достаточно негативно. Суть претензий предприятий лаконично выразил Евгений Пустырев, генеральный директор "Алтайского завода топливной аппаратуры": "Это неправильная мера. От нее нет никакого толку". Собственно, целесообразность введения новых требований больше всего интересует руководство компаний. Так, директор строительной компании "СУ-13 "Меридиан" Николай Тарасов говорит: "Конечно, я не в восторге от данной меры. Это потребует некоторых дополнительных ресурсов, прежде всего временных. Мы сейчас решаем вопрос, принимать ли решение о введении на предприятии неполного рабочего дня. Если это будет сделано, то мы обязательно уведомим органы занятости. Единственный вопрос: что это дает, кому это надо?"
Поддерживает коллегу и Виктор Климкин, гендиректор "Каменского металлозавода": "Что даст эта отчетность? Это статистика ради статистики. Сегодня есть кризис производства, кризис неплатежей. И отчетность здесь абсолютно не поможет".
К сожалению, получить внятный ответ на эти вопросы предпринимателей "ВД" не удалось. Управление края по труду ответило лишь, что "все вносимые изменения направлены на снижение напряженности на рынке труда в условиях кризиса". Механизмы снятия этой напряженности с помощью новой статистики остаются неясными.
"Возможно, органам занятости нововведения полезны. А для нас это лишняя бумажная волокита, – считает Константин Наумов, гендиректор "Барнаульского аппаратурно-механического завода". – Одно дело – сообщать о длительном простое – это важно. А сокращение рабочего дня на час-два является очень незначительным изменением. Люди ведь все равно работают".
Для компаний ряда отраслей уведомление о простое будет вообще проблематичным. Руководитель заринской компании "Железобетонные конструкции" (входит в концерн "Алтайкоксохимстрой") Дмитрий Фокин рассказывает: "Например, на нашем предприятии сегодня может не быть заказа и мы простаиваем, а завтра он появляется – и люди приглашаются на работу. Каждый раз отчитываться об этом несколько проблематично. Но, если закон требует, мы будем это делать". По словам г-на Фокина, поправки в закон о занятости приняты в интересах работников и полезны прежде всего им. А вот для предпринимателей это не совсем удобно.
Исполнительный директор Союза промышленников Алтайского края Евгений Ганеман полагает, что новшества законодательства как таковые проблему занятости решить не смогут: "Изменения никак не отразятся на работе предприятий. Они будут подавать сведения, отправлять необходимые бумаги. Только поможет ли это занятости? Здесь нужна система подъема экономики, чтобы не было сокращения рабочих мест".
1. Правительство РФ получило право разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда. В частности, к ним относятся программы развития общественных работ для безработных граждан.
Другая возможная мера – опережающая переподготовка работников, находящихся под риском увольнения. При этом в своеобразную "зону риска" входят работающие в строительной отрасли, металлургии, машиностроении, недвижимости, сфере услуг и т. д.
2. Раньше увольнявшиеся по собственному желанию граждане могли рассчитывать лишь на выплаты в размере полуторакратной минимальной величины пособия (это около 1,2 тыс. рублей ежемесячно) в течение шести месяцев.
Сейчас размер пособия поставлен в зависимость от среднего заработка. Так, в первые три месяца выплаты составят 75% от заработка, в следующие четыре месяца – 60%, затем – 45%. Максимальный размер пособия для уволенных по собственному желанию достигает теперь 4,9 тыс. рублей. Срок, в который они выплачиваются, вырос до 12 месяцев.