январь 23, 2009
В понедельник я внимательно прочитал ведомственную краевую программу "Развитие промышленного производства в Алтайском крае на 2009-2012 годы". Этот документ, опубликованный в "Алтайской правде", вызвал у меня ряд вопросов, которые предлагаю для возможной дискуссии. Понятно, что программа готовилась еще в то время, когда кризисом и не пахло. Но в условиях усилившегося запаха жареного планировать индекс промышленного производства (ИПП в 2009 году) на уровне 105,5% – смелый шаг.
Смею напомнить, что ИПП – один из ключевых показателей, который, если понимать его упрощенно, демонстрирует динамику объема промышленного производства, определяемого в виде отношения текущего объема производства в денежном выражении к объему производства в предыдущем году. Так вот, по итогам 2008 года ИПП в Алтайском крае ожидается на уровне 106%, что выше среднероссийского показателя (103,7%). Причем в течение последнего квартала индекс немного снизился под влиянием "новых финансовых условий". Но в краевой администрации полагают, что даже если кризис и повлияет на здоровье промышленности в этом и последующих годах, то незначительно. Динамика ИПП прогнозируется так: 2009 год – 105,5%, 2010 год – 106%, 2011 год – 106,2%, 2012 год – 107%.
Алтайская промышленность формирует сегодня 38% доходов краевого бюджета, поэтому относиться к ее проблемам нужно с особым вниманием. Я не скажу, что ведомственная программа написана поверхностно. Это не так. В части оценок текущего состояния дел она производит впечатление качественного документа, дающего вполне объективную оценку действительности. Могу привести несколько выдержек. Вот, например, о сельхозмашиностроении: "Анализ состояния спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края позволяет констатировать, что основные виды конечной продукции либо неконкурентоспособны на внешнем и внутреннем рынках (трактор Т-4а и его модификации), либо пользуются ограниченным спросом на внутреннем рынке (сельскохозяйственные машины "Сибагромаша" и "Рубцовского завода запасных частей"). Попытки создания образцов современной сельскохозяйственной техники (трактор Т-250 и его модификации) не привели к организации их серийного выпуска как по причине отсутствия собственных финансовых средств и инвестиций, так и по причине отсутствия потребительского спроса на предлагаемые образцы сельскохозяйственной техники".
Еще одна жесткая оценка касается современной конкурентоспособности крупных и средних промышленных предприятий края. "Выполненный анализ показал, что к группе конкурентоспособных по выпускаемой продукции и качеству ресурсного потенциала на внутреннем и внешних рынках можно отнести до 20% от общего количества промышленных предприятий", – сказано в программе.
Если говорить о кадрах, то серьезной проблемой становится не столько их нехватка, сколько "возрастающее несоответствие их квалификации требованиям современных производственных технологий". А система профессиональной подготовки края не обеспечивает, как сказано в тексте программы, потребности промышленности по значительной группе специальностей и профессий с учетом обеспечения возрастной ротации персонала и т. д.
То есть здоровая самокритика в документе есть без всякой там лакировки действительности. Я же пристально искал в программе ту часть, где говорилось бы о кризисе. И нашел ее в пункте 2.2, когда речь зашла о возможных сценариях развития промышленного производства в крае. Первый – "инновационно-активный" – назван в документе основным. Он базируется на стратегии социально-экономического развития края до 2025 года и предполагает существенный инновационный прорыв по многим отраслям. Второй – "инерционный" – учитывает негативное влияние кризиса. Этому варианту в тексте программы уделяется ровно один абзац. В нем сказано, что уже сегодня "факторы, определяющие рост промышленного производства, сменили полярность с позитивной на негативную". И далее – о низком спросе на продукцию алтайских заводов, высокой ставке по кредитам, снижении объемов производства, сокращении рабочих мест и прочих ужасах.
Два возможных сценария должны, по идее, подтверждаться и двумя вариантами прогнозов основных индикативных показателей. Однако в таблице по неизвестным для меня причинам имеется только один – оптимистичный, со стабильным ИПП. На реализацию этого сценария краевые власти выделят из бюджета в течение четырех лет 1,177 млрд. рублей. Кроме того, из федерального бюджета планируется привлечь 2,657 млрд. рублей. А заемные ресурсы и инвестиции самих предприятий, направленные в промышленность, за четыре года составят 71,562 млрд. рублей.
Но теперь я теряюсь в догадках – а где же второй прогноз, инерционный? Если краевые власти смело отметают его, ибо уверены в собственных силах и средствах, честь им и хвала. Если же они просто не успели внести скромные показатели в таблицу, то еще не поздно их добавить. Так, на всякий случай, мало ли куда может повернуть кризис. Если он пойдет по худшей дорожке, то бюджетные деньги в рамках программы придется потратить не на инновационные прорывы, а на поддержание штанов.