Таможенные пошлины, курс доллара и евро толкают авторынок к стагнации

январь 23, 2009

С 11 января в Алтайском крае, как и по всей стране, начали действовать повышенные ввозные пошлины на автомобили иностранного производства. Этот факт вызвал бурные эмоции со стороны автомобилистов, которые вылились в акции протестов. Однако в большей мере положение дилеров изменили даже не действия правительства РФ в отношении таможенного законодательства, а неустойчивый курс валюты и общие кризисные явления экономики. Эксперты "ВД" отмечают, что в дальнейшем стоит ожидать только усугубления ситуации.

Фактор, который заставляет задуматься игроков вторичного рынка автомобилей, - это стремительно сокращающийся потребительский спрос.
Михаил Хаустов

О том, что цены на новые иномарки вырастут, многие дилеры сообщали еще в декабре. Сразу же назывались и причины повышения. Глава "Ауди Россия" Тилл Браунер так прокомментировал изменение цены на официальном сайте компании: "Традиционно в январе мы увеличиваем цены на автомобили нового года выпуска в связи с использованием новых технологий и инфляционированием. В этом году цены выросли чуть значительнее из-за изменений в таможенном законодательстве РФ". Генеральный директор барнаульского автоцентра "Реал-Моторс" (Subaru, Suzuki) Александр Частухин замечает, что вопрос увеличения цен на иномарки не ограничен рамками какого-либо региона. "С 11 января 2009 года российские представительства всех иностранных автобрэндов подняли цены на новые автомобили в среднем от 6 до 18%, объясняя это не столько новыми таможенными пошлинами, сколько ростом курса доллара". Эти причины заставили повысить цены на новые иномарки практически всех игроков алтайского авторынка.

По словам менеджера по маркетингу и рекламе автоцентра "Авангард" (Audi) Марии Поповой, компания "Ауди Россия" с 5 января нового года увеличила рекомендованные розничные цены в среднем на 4,15%, в барнаульском салоне автомобили подорожали на 5%. В автосалоне "Барнаул-Моторс" цены вырастут на 8%, Honda подорожает на 10%. Начальник отдела продаж "АлтайАвтоЦентр" (Ford) Александр Стороженко рассказал, что цена на пассажирские модели Ford Fiesta, Fusion, Focus и другие в его салоне вырастет на 5%, однако удорожание не затронет автомобили, предназначенные для оказания услуг в коммерческом секторе, например грузовые модели. Рост на 5–7% на вновь прибывающие автомобили отмечает и Александр Кухленко, начальник отдела продаж автоцентра АНТ ( Nissan, Lada).

Такое повышение, говорят эксперты, признано автопроизводителями экономически целесообразным из расчета достижения долларом максимально допустимого уровня в 35–36 рублей. "В случае ухудшения ситуации и продолжения падения рубля (до 40 рублей за доллар) не исключается возможность дополнительного увеличения стоимости автомобилей – в марте-апреле еще на 5–10%. По самым пессимистичным оценкам, к концу 2009 года цены могут пойти на рекорд прироста в 40% по отношению к концу 2008 года", – прогнозирует Александр Частухин.

Иначе дело обстоит с дилерами отечественных автомобилей. Генеральный директор "АлтайГАЗавтосервиса" Геннадий Кормильцев заверил, что роста цен не произойдет: "Учитывая то, что мы работаем в сегменте дешевых автомобилей (от 300 до 600 тыс. рублей), спрос на них будет. Цены поднимутся на ввозимые машины, поскольку поднялись таможенные пошлины. Для отечественных автомобилей цена зависит только от уровня экономики и инфляции. Металл сейчас снижается в цене, топливо также дешевеет. Нет никаких предпосылок для повышения цен". Г-н Кормильцев прогнозирует рост цен на продукцию отечественного автопрома не ранее следующего года. "Удорожание может произойти только на отдельные модели в зависимости от происхождения комплектующих. Доля иностранных комплектующих в отечественных машинах порой доходит до 50%. Если они будут производиться в России, то цена расти не будет", – говорит г-н Кормильцев.

Директор автосалона "Тисс Авто" (б/у иномарки) Анатолий Саблин рассказывает, что сейчас продает машины, которые были завезены ранее. Цены на них не поднимаются. "Разве что на некоторые модели буквально на 5%, не более. Никакого роста цен на подержанные иномарки не будет, – говорит он, – пока не станет понятно, насколько повысится цена новых иномарок аналогичного класса".

Фактор, который заставляет задуматься игроков вторичного рынка автомобилей, – это стремительно сокращающийся потребительский спрос. Анатолий Саблин прогнозирует, что покупательная способность, которая пока еще существует, снизится на 70% в течение полугода. Собеседник считает, что рынок подержанных иномарок сейчас, например, переживает стагнацию. "Наша компания сегодня не покупает и не импортирует ничего в Россию из Америки, Германии, ОАЭ. Даже частник не повезет машину, прибыль от продажи которой ниже банковского процента. Поэтому рынок подержанных иномарок замрет", – уверен г-н Саблин.

Александр Частухин считает, что соотношение новых и подержанных иностранных автомобилей на рынке в ближайшей перспективе существенно не изменится. "В ближайшее время ситуация будет ровной за счет большого количества уже ввезенных б/у иномарок в Алтайский край и в другие регионы России. Вторичный рынок в сравнении с первичным всегда был и остается более гибким. Как только подержанные автомобили начнут накапливаться за счет снижения темпов их продаж, владельцы начнут более активно подстраиваться под рынок, то есть снижать цены. Это вполне закономерно, поскольку, кроме падения собственной прибыли, они по большому счету ничем не рискуют в отличие от мировых автопроизводителей. В итоге пропорция новых и подержанных авто сохранится на нынешнем уровне".

Примеры изменений цены на отдельные модели авто

Ford Focus

Старая цена: 400–700 тыс. рублей

Новая цена: 430–750 тыс. рублей

Nissan Teana

Старая цена: 880 тыс. 245 рублей – 1 млн. 292 тыс. 142 рубля

Новая цена: 946 тыс. 500 рублей – 1 млн. 389 тыс. 400 рублей

Honda Accord

Старая цена: 811 тыс. рублей – 1 млн. рублей

Новая цена: 916 тыс. рублей – 1 млн. 130 рублей