январь 26, 2009
Фильм "Всегда говори "Да"", который я сумел посмотреть только вчера, наглядно показывает, из-за чего в мире разразился этот дол…, простите, проклятый кризис. Если вы еще ищите виноватых – срочно в кино. Там-то все и увидите. Эти дол…, простите, проклятые американцы тратили деньги на разную фиг…, простите, ерунду и выдавали кредиты на всякую хре…, простите, фигню.
Ну вот как вам занятие девушки главного героя (его играет сильно постаревший Джим Керри) – она ведет группу бегающих фотографов? Люди сбрасывают в парке жирок в 6 утра, параллельно фотографируя все на своем пути. Девушка берет за это деньги. А ее парень – главный герой – выдает в банке кредиты то на выпечку тортов в виде знаменитостей, то на разведение червей, то на покупку медбратом дорогущего мотоцикла.
Понятно, что все это комедия и все в ней утрировано смеха ради.
Но намек и урок добрым молодцам там подан конкретный – приблизительно так оно все и происходило, когда Америка расковыряла черную дыру этого кризиса внутри себя, а потом потащила за собой весь остальной мир. Кризис оказался далеким от перепроизводства в реальном секторе, зато реальным в генерировании всякой виртуальщины, несуществующей или несущественной ерунды, которая аккумулировала вокруг себя деньги, становящиеся еще более виртуальными.
Пришел домой после фильма, горько посмеиваясь. Взялся за завершение чтения книжки Люсьена Мюссе о варварских нашествиях на Европу. Прочитал там такую мысль, что германцы вовсе не стремились разрушать, например, систему местного светского образования на завоеванных землях. Они ее просто не поняли, оттого-то эта система скоро и умерла без подпитки. Для тех германцев эта самая система образования в дикие времена раннего Средневековья была такой же вот ерундой, каким я себе охарактеризовал во время просмотра фильма бег по парку с фотоаппаратом. Черт возьми, подумал я – а ведь вся наша цивилизация и есть набор маленьких палочек, которые мы укладываем друг на друга. И чем мельче палочки покоятся сверху более крупных (основополагающих) палок, тем цивилизованнее мы.
Но тогда получается, что, отказываясь от разных мелочей, от милых сердцу излишеств, отбрасывая эти мелкие палочки в сторону, мы возвращаемся к более грубому существованию. Мы … дичаем с этим кризисом?