Чем помочь крестьянам?

январь 28, 2009

Кому помогать – всем или только особенно успешным? Открывать новые мегакомплексы или обратить внимание на небольшие хозяйства? Какой должна быть помощь государства и как проверить ее эффективность? Об этом рассуждают наши эксперты.


Дмитрий Кудрявцев

Разрешить продажу земель

Валерий Сарайкин,
руководитель фермерского хозяйства (Первомайский район):

Помощь нужна всем – и крупным, и мелким хозяйствам. Но если говорить о мелких, то тем из них, кто имеет 300–500 гектаров земли, надо объединяться в ассоциации. Площадь земли для эффективного ее использования должна составлять хотя бы 3000 гектаров, потому что современная техника широкозахватная и на малых полях работать на ней невыгодно. Себестоимость зерна в небольших хозяйствах намного выше.

В принципе, те положения, которые сегодня есть, и так эффективно работают, это я могу сказать по себе. Получаю кредит, субсидируется ставка Центробанка – это первое. Второе: покупаем удобрения, гербициды – полагается дотация. Но надо правильно выстраивать бухгалтерию, не уходить на единый сельхозналог, а вести обычную систему налогообложения, чтобы НДС шел на возврат. Это большие суммы. Я, допустим, по году получаю около 5 миллионов только НДС на возврат. Механизмов помощи много, но не все ими умеют пользоваться – не хватает знаний, опыта, практики, это судьба маленьких фермерских хозяйств, которые пытаются выживать и не показывают реальную урожайность.

Форма дотаций, субсидий на топливо, удобрения в корне неправильная, потому что деньги выдаются на гектар земли. Получается, что многие берут, отчитываются на бумажке, но могут ничего и не посеять! Надо менять подход и исходить от урожайности – чем выше урожайность, тем выше дотация.

Другой момент: в крае до сих пор действует закон, запрещающий продажу сельхозземель. Его надо изменить – везде по стране сельскохозяйственные земли продаются. Была бы земля в собственности, я бы мог заложить ее в банк и купить технику. Если же она в аренде на короткий срок – на 5–10 лет, – ты не только не можешь получить кредит, но и не уверен, что она у тебя останется.

До мехтока в хозяйствах не доехать – только полевые дороги. Вот в этом нужна помощь! Тарифы на электроэнергию однозначно нужно бы понизить – они у нас очень высокие. Если, допустим, торговля или завод работают каждый месяц и могут посчитать свою рентабельность, то сельское хозяйство непредсказуемо. Мы весной получаем кредиты, покупаем удобрения, топливо и не знаем, какая будет цена на зерно. Почему нельзя сделать, как на Западе? Тот же госзаказ, подписываются договоры с сельхозпроизводителями, где указано, что страна покупает определенный объем зерна по фиксированным ценам. И тогда я весной мог бы просчитать свой бизнес.

Будущее – за крупными хозяйствами

Владимир Краутер,
председатель Поспелихинского районного Совета народных депутатов, глава района:

Я однозначно за крупное сельскохозяйственное производство. Мнение, что фермеры спасут Россию, себя не оправдало. У нас в районе есть примеры, когда фермерские хозяйства объединяются. Я 12 лет работал главой администрации района, и было несколько случаев, когда я сдавал фермерам слабые СПК, которые не могли существовать.

Вот они сегодня работают более-менее нормально – все-таки крупное производство держится. Вокруг него кооперируются люди, а рабочий потенциал сегодня – один из самых главных приоритетов.

Крупных комплексов в крае много не будет. Таких, как Титов (руководитель "Ключевского элеватора", запустивший крупный животноводческий комплекс. – Ред.), – единицы. Есть и другие примеры, когда построенные по национальным проектам комплексы начинают перепродавать, – это пример Курьинского района. Там взяли большое количество нетелей из Германии, но отдачи сегодня у них нет.

Крестьяне привыкли, что получают минимум помощи. По моему мнению, государство должно дотировать производство продукции. Произвел продукт нормального качества, сдал – хозяйство должно получить рубль, два, как решит государство. Особенно это касается животноводства. Пшеница более-менее рентабельна, цена соответствует затратам, а вот животноводство в сложных условиях, потому что рынок насыщен импортом. Таким образом, и цена для покупателя будет меньше.

С другой стороны, есть у нас в районе село Гавриловка – в хозяйстве около 3000 гектаров зерновых культур, 250 коров, и живут они слабо. Но здесь и помощь государства не получит должной отдачи. Нужно находить хорошего инвестора, который не рассчитывает получить сиюминутную прибыль. Богатых в сельском хозяйстве не бывает. Горбатые могут быть, богатые – нет.

Если деньги государством вложены, за них нужно отчитаться. В этом вопросе большую роль могла бы сыграть администрация района. Она должна спрашивать за вложенный государственный капитал. Дало государство сколько-то, а какая отдача?.. Полномочий проводить ревизию у администрации нет, но проверить она может – через балансы, через отчеты на районном совете. Все это возможно, но сегодня пока нет таких законодательных механизмов.

Не плодить сынков и пасынков 

Сергей Алымов,
председатель правления СПК "Тамбовское" (Романовский район):

Никому не помогать! Не создавать никаких проектов, не выбрасывать деньги на ветер, как это сделали в Ключах, Благовещенке – построили большие комплексы, но неизвестно, как и чем будут кормить в условиях пустыни. Все это делалось для того, чтобы показать, какие красивые президентские проекты. Можно со всего мира туда привести людей, но либо на вертолете, либо ночью, чтобы по дороге не видели – один комплекс построили, а 50 вполне пригодных ферм разрушены.

Единственный способ по-настоящему поддержать сельское хозяйство и ускорить его развитие – дотация на проданные килограмм, центнер, тонну продукции, фиксированная по каждому продукту. Надо больше зерна – дотируйте больше зерно, надо больше молока – дотируйте молоко… Причем всем одинаково, независимо от того, большой это комплекс или маленькая ферма, не плодя сынков и пасынков. Эта дотация просто-напросто должна помочь нам конкурировать с остальным миром – у нас все-таки восемь месяцев зима, очень короткий вегетационный период, и мы не можем лучшие позднеспелые сорта выращивать.

Почему поддерживают того, кто берет кредит? Строим мы ферму со своих оборотных средств, жилье для людей – нам никто ничего не возвращает! А если кто-то берет кредит, ему возвращают проценты в виде субсидий – хозяйства закредитовываются до того, что гасить кредиты не могут! Человек только тогда будет отвечать за что-то, когда будет вкладывать свои деньги, а давать всем государственные, банковские – путь, который ведет в никуда. Конечно, мы тоже вынуждены брать кредиты, потому что надо перевооружаться в короткий период. Но кредитование под 15–17% для сельского хозяйства очень тяжело. Если бы государство кредитовало нас под 10 или даже 15%, но с уплатой всех процентов раз в год – в ноябре, в декабре, это была бы настоящая помощь.

Наша власть, и краевая, и федеральная, либо не способна, либо не хочет вести настоящую экономическую политику как в области заработной платы, так и в области тарифов на электроэнергию. 

Руководители хозяйств, которые настроены на экономику, у нашего руководства не в почете. Настоящие специалисты, хозяйства, которые что-то делают, в последнюю очередь поддерживаются и в последнюю очередь кто-то из руководства обращает на них внимание.