Кузбасс покинул Белокуриху

январь 30, 2009

Белокурихе январь прошел под знаком существенного падения цен на услуги проживания и уровня загрузки санаториев и гостиниц. В числе причин этой тенденции наряду с сезонным спадом игроки рынка называют почти полное исчезновение корпоративных клиентов. Одним из вариантов выхода из ситуации эксперты предлагают проведение администрацией и компаниями курорта масштабной рекламной кампании.

Белокуриха.
Дмитрий Кудрявцев

Ряды отдыхающих поредели

Сегодня загрузка санаториев и гостиниц Белокурихи колеблется в пределах 40–60%. Падение этого показателя в последние месяцы фиксируют руководители большинства крупных игроков на рынке курорта. "Я давно работаю с Белокурихой в целом, а сейчас – вплотную. Могу сказать, что отток клиентов осенью-зимой был очень ощутимым. Даже в традиционно популярные декабрь и январь, когда приезжали лыжники, на этот раз такого наплыва не было", – рассказывает Елена Шушакова, генеральный директор компании "Регион-сервис" (управляет санаторием "Марьино").

Называют сразу несколько причин происходящего. Прежде всего, конечно, кризисное состояние экономики, которое в первую очередь ударило по так называемому корпоративному сегменту. "Основное падение заполняемости произошло из-за того, что сильно сократились корпоративные заказы, прежде всего со стороны предприятий Кузбасса. Они составляли в общем объеме продаж около 45%. Осталась максимум десятая часть", – рассказывает Олег Акимов, заместитель генерального директора компании "Курорт "Белокуриха".

Его мнение частично поддерживает и директор по маркетингу санатория "Алтай-WEST" Сергей Криворученко: "В прошлом году доля корпоративных клиентов у нас составляла 53%. Не уверен, что в этом году эта цифра будет превышена. Предприятия на экономическую ситуацию отреагируют быстрее, чем физические лица, они скорее исключат из бюджетов затраты на оздоровление и отдых сотрудников". Именно от того, как поведут себя предприятия края и сибирских регионов, во многом будет зависеть развитие и благосостояние санаториев курорта в этом году, полагает Елена Шушакова.

Впрочем, не только кризисом участники рынка объясняют падение загруженности средств размещения курорта. Немаловажную роль играет и традиционный для этого времени года сезонный фактор. "В 2008, очень удачном, году самый низкий показатель посещаемости пришелся на
1 февраля и составил 55%. В этом году, по нашим прогнозам, спад придется тоже на эту дату, но на этот раз заполняемость составит 45%. Однако уже 10 февраля мы ожидаем повышения этой цифры до 80%", – говорит Сергей Криворученко. Уже сегодняшние цифры – по концу прошлого – началу этого года – вынуждают его говорить: "Год будет трудным".

Налетай – подешевело!

Одной из первых, вполне закономерных, реакций на падение числа отдыхающих стало снижение цен на проживание. Общее падение расценок составило от 10 до 30%. Однако участники рынка по-разному подходят к этому вопросу. В компании "Курорт "Белокуриха", а также в гостинично-развлекательном комплексе (ГРК) "Беловодье" заявляют о проведении специальных акций. При этом если в ГРК осторожно говорят, что "цены не будут выше сегодняшних", то "Курорт "Белокуриха" презентовал семь совершенно конкретных акций, в рамках которых можно получить скидки до 10%. Сэкономить на путевках могут семейные, постоянные клиенты, пенсионеры, студенты, школьные группы и молодожены. "Если мы и будем далее снижать цены, то опять же только в рамках акций. Мы видим, что они дают результат", – говорит Олег Акимов. На 10% снизили цены и в "Алтай-West". "Я считаю, это правильный ход в данных экономических условиях", – полагает Сергей Криворученко.

Впрочем, как утверждает Елена Шушакова, нельзя говорить только о кризисном характере уменьшения стоимости отдыха в Белокурихе: "Это традиционное сезонное снижение после новогодних праздников. Сейчас цена держится на уровне осени прошлого года". Однако она оговаривается, что если падение цен на отдых можно связать с сезонными явлениями, то услуги оздоровления, а проще говоря – лечебные путевки, подешевели куда существеннее. "Многие санатории работают практически на уровне себестоимости", – говорит она. Косвенно ее слова подтверждает и Олег Акимов, по словам которого компания не может позволить себе еще большее снижение цен из-за роста тарифов на электроэнергию, отопление и прочие коммунальные услуги в среднем на 20%.

Несмотря на довольно сложную ситуацию, санатории и гостиницы города-курорта тем не менее не бьют в набат, а ищут пути выхода. Скажем, по словам Олега Акимова, компания "Курорт "Белокуриха" смогла выправить показатели заполняемости за счет более активной работы с частными клиентами. Именно она позволила им достичь уровня января прошлого года по посещаемости. На "более гибкий подход в работе с партнерами" надеются и в ГРК "Беловодье".

Однако отдельные шаги игроков курортного рынка, по мнению ряда представителей турбизнеса, не будут достаточными, чтобы преодолеть кризисные явления в Белокурихе. "Стереотип "Белокуриха – дорого" уже сложился. И, к сожалению, разрушаться он будет дольше, чем создавался. Это вопрос не недель, и даже не месяцев, а годов! – утверждает Татьяна Сажаева, директор по развитию компании "Охота". – Фактическое падение цен от 10 до 30%, конечно, на пользу потребителю. Но он об этом пока мало знает! Нужно волевое решение владельцев и управленцев санаториями о проведении комплексной PR-кампании. Необходимо создавать события, формировать внятную политику по работе с агентской сетью".

Коллегу поддерживает и Елена Шушакова: "Я полагаю, сегодня Белокурихе нужно сосредоточиться на проведении очень крупной рекламной кампании, позиционирующей город как одно из самых дешевых курортных мест России". По ее словам, Белокуриха неумолимо теряет свои позиции горнолыжного курорта по сравнению с кузбасским Шерегешем. Уровень спроса там существенно выше, чем в Белокурихе, при более высокой стоимости предложения.

Что дает Белокурихе надежды на улучшение ситуации:

— возможность даже малейшего оживления в экономике,

— сохранение стабильной ситуации в бюджетной сфере, которую кризис затронул в наименьшей степени,

— уже сформировавшееся правильное отношение многих управленцев к своему здоровью: они понимают, что без должного внимания к нему, без передышки дальнейшая эффективность работы будет не так высока.

Стоимость проживания в некоторых санаториях Белокурихи с января по май 2009 года

*Стоимость одного дня рассчитана исходя из общей стоимости 12-дневной путевки. Чем больше длительность путевки, тем ниже цена за один день проживания. Источник: официальные сайты санаториев.

Санаторий

Двухместный номер второй категории

Одноместный номер первой категории

Полулюкс одноместный

Люкс
одноместный

ЗАО "Курорт "Белокуриха"

2 120 руб.
(1 910 руб. –
до 31 января)

3 100 руб. (питание –шведский стол)

5 450 руб.
(люкс второго класса)*

6 880 руб.
(люкс первого класса)*

"Россия"

 

3 300 руб. (питание –ресторан)

 

5 150 руб.

"Алтай-WEST"

1 800 руб.

2 820 руб.

4 580 руб.

4 910 руб.